Собор Гамалеевского монастыря (1735 г.)
в традициях украинского зодчества. И в довершение всего оконные проемы собора совершенно не имеют наличников, а наружные плоскости — каких-либо украшений, что придает зданию строгий, даже оборонный вид.
Анализируя архитектуру Черниговского и Мгарского соборов (до украшения последнего лепкой в XVIII в.), нельзя отрицать, что здесь чувствуется рука мастера, прошедшего европейскую выучку. Этого никак нельзя сказать об архитектуре Гамалеевского собора. Здесь все непосредственио и самобытно и в то же время в некоторых деталях неумело с точки зрения элементарного представления о формах классической архитектуры. Подобного странного портика не было в украинской архитектуре ни до, ни после. Явно украинские народные мотивы (декоративные розетки) оригинально сочетаются здесь с приемами классической архитектуры (полуколонки с упрощенными капителями с непропорционально огромной базой) и деталями русского строительного искусства (завершение портала в виде кокошников).
В конце XVII в. в Киеве было построено еще два здания — Никольский собор (1696 г.), переименованный в начале XIX в. в Военпо-Никольский, и собор Братского монастыря (1693 г.).
Согласно установившемуся мнению, автором этих зданий является известный московский зодчий Осип Старцев1. Однако И. Э. Грабарь высказал новую гипотезу о работах Старцева на Украине. Он считал, что эти киевские соборы Старцев построил по проектам Зарудного2. Нам кажется такое предположение маловероятным по той простой причине, что давно известны и самим Грабарем в свое время опубликованы документы, подтверждающие авторство Старцева в отношении этих зданий3.
Старцев был одним из первых русских зодчих, строивших на Украине. Естественно, что произведения, созданные на Украине известным московским мастером, вызывают особый интерес.
Рассматривать подробно объемно-плановое решение двух киевских соборов нет необходимости; в принципе оно таково же, как в вышерассмотренных зданиях этого типа. К тому же оба киевских храма отличаются друг от друга только деталями. Поэтому следует остановиться на том новом, что содержится в архитектуре этих зданий в сравнении с другими памятниками этого типа. Однако прежде надо сказать о некоторых общих предпосылках строительства в Братском и Никольском монастырях.
1 ЦГАДА, Малороссийские дела, д. 60, 1682 г., лл. 64—66, д. 43; 1693 г., лл. 86—88, д. 60; 1693 т., лл. 48—50.
2 История русского искусства, т. V. М., 1960, стр. 43.
3 История русского искусства. Под ред. И. Грабаря, т. И, стр. 396—398.
Киево-Братский училищный монастырь был не только духовным, но в известной мере и светским заведением. Этот монастырь был одним из центров братских организаций на Украине, морально возглавляющих национально-освободительную борьбу. Киево-Могилянская коллегия, ставшая впоследствии академией, и монастырь существовали с начала XVII в. и уже с той поры Войско Запорожское всем своим составом, во главе с гетманом Сагайдачным становится коллективным братчиком. Запорожцы были главными патронами и щедрыми вкладчиками братства, а многие из них, в том числе и знаменитый ;Сагайдачный, доживали здесь свои дни. Сагайдачный похоронен в Братском-монастыре в 1622 г.; к концу жизни он был монахом и ктитором монастыря и принимал деятельное участие в строительстве Богоявленского храма, существовавшего до собора, возведенного Старцевым.