Можно подвести итог анализу культовой архитектуры.
По схеме объемно-пространственного построения существовали следующие типы храмов: зальные; трехкамерные — однокупольные и трех-купольные; пятикамерные крестовокупольные — однокупольные, трехку-польные и пятикупольные; прямоугольные столпные — трехкупольные, пятикупольные и семикупольные.
Вершиной национального зодчества следует признать трехкамерные и крестообразные в плане пятикупольные храмы, которые, пожалуй, наиболее органично впитали опыт развития народного зодчества различных районов Украины.
Можно установить наличие некоторых местных школ Левобережья: Стародубско-Глуховская (трехкупольные здания с чертами украино-русско-белорусского декора); Седнево-Коропско-Козелецкая (однокупольные здания), Харьковско-Изюмская (с чертами русского декоративного уб¬ранства). Видное место в архитектуре Левобережья занимает Густынская школа с трехъярусным решением интерьера (наподобие зрительного зала).
Процесс развития отдельных типов зданий и различных школ на рубеже XVII—XVIII вв. логически привел к созданию пятикупольных композиций крестообразного плана. Эти здания можно считать синтезом предшествующего развития архитектуры, в них наиболее ярко воплощено национальное своеобразие украинской архитектуры. Это своеобразие заключается в равноценности всех фасадов, симметрии, пирамидальное™ общей композиции, соответствии внутреннего пространства наружному облику, в практической целесообразности объемно-планового решения. Этот тип храмов с наибольшей полнотой выражает идейное устремление эпохи, утверждение гуманистического начала и всенародного престижа; это церкви-памятники в честь одержанной победы в борьбе за национальное освобождение.
Особая роль принадлежит группе многокупольных памятников прямоугольного плана. В памятниках такого типа (Троицкий собор в Чернигове и Мгарскпй собор) можно различить элементы творческой переработки некоторых приемов архитектуры Древнерусского государства, а также приемов западной базиликальной архитектуры ренессансно-барочного направления. В последующих вариантах этого же типа (соборы Полтавского Крестовоздвиженского и Гамалеевского монастырей) местные мастера при сходном плановом решении возвращаются к прежней традиционно украинской вертикально-пирамидальной трактовке масс и объемов.
Наряду с местными традициями, идущими от навыков народного зодчества, в частности от зодчества деревянного, в архитектуре Левобережья и Поднепровья явственно прослеживается влияние русской архитектуры, особенно в смежных с Россией районах, а также в южнорусских окраинных землях (Сумы — Харьков — Ромны — Изюм и др.). В свою очередь украинское зодчество также оказало влияние на развитие зодчества великого русского народа.