Подлинной жемчужиной группы украинских трехкупольных высотных зданий является знаменитый харьковский Покровский собор (1689 г.). Это здание издавна привлекало внимание исследователей. В специальной работе С. Таранушенко, посвященной этому памятнику, приведены подробные обмеры, даны исчерпывающие описания и изложена история его строительства *.
Самое поразительное в этом здании — органичное сочетание украинских и русских приемов. По пропорциям и силуэту это типичная трех-купольная — «трехбанная» украинская церковь. Купола поставлены очень близко друг к другу, чем создается подчеркнутая собранность форм, ярковыраженная вертикальность композиции здания. Если массы здания выдержаны в традиционном национальном характере, то в плановом решении этого сооружения содержится много нового. Собор состоит из трех частей: церкви, колокольни и трапезной, которые объединены в двухэтажном здании. Кроме того, в западной части находится усыпальница. Возможно, именно Покровский собор явился прототипом двухэтажных культовых зданий Левобережья. Пирамидальность объема здания создается постепенным уменьшением повторяющихся восьмигранников, что является прямым заимствованием приемов деревянного строительства (девятикупольный собор XVIII в. в селе Новомосковске Днепропетровской области, построенный запорожцами и восходящий к более древним образцам).
1 Таранушенко С. Покровськнй собор у Харковь Харьюв, 1923.
Церковь в с. Воронеж Сумской обл. (1776 г.)
Крестообразные пятикуполъные здания. Планы и фасады
верхний ряд — Николаевский собор в Нежине (XVII в.). Троицкий собор Густынского монастыря (XVII в.), Преображенский собор в Изюме (XVII в.). собор Крупицко-Ба-туринского монастыря (XVII в.), собор в с. Лютеньки Полтавской области (XVII в.); нижний ряд — Успенский собор в Новгород-Северске (XVII в.), Георгиевский собор Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII в.), церковь на Экономических воротах Киево-Пе-черской лавры (XVII в.). Благовещенский собор в Нежине, арх. Г. Устинов (XVIII в.), Екатерининская церковь в Чернигове (XVIII в.)
Приемы деревянного зодчества явственно выступают также в построении внутреннего пространства способом так называемой телескопической перспективы. Наружное декоративное убранство собора исполнено в духе русской архитектуры, таковы, например, наличники окон; позже эти формы часто встречаются на Украине.
Тип трехкамерных трехкупольных зданий устойчиво развивался на протяжении столетия и является ярким проявлением украинских национальных архитектурно-строительных традиций.
Прежде чем перейти к следующей, ярковыраженной группе пятика-мерных зданий, следует остановиться на анализе двух своеобразных
памятников, которые невозможно отнести ни к одной из названных групп. Речь идет о церкви-крепости в городе Короле (Черниговской области) и соборе Красногорского монастыря в городе Золотоноше.
Церковь Ильи в Короне (рис. на стр. 114) в принципе отличается от всех вышерассмотренных зданий, будучи одновременно зданием гражданского, оборонного и культового назначения. Это единственный случаи такого рода.
Если судить по плану, то восточная часть представляет собой небольшую однонефную церковь, напоминающую сулимовскую. Внутренние и наружные стены здания достигают толщины 2—2,5 м. В настоящее время здание двухэтажное, верхний этаж перекрыт коробовым сводом. Междуэтажное перекрытие — позднее; раньше это была обычная церковь, открытая во всю высоту. Загадкой является непропорционально огромная, массивная башня, несущая поверху восьмерик и купол. Эта башня возведена позже, пилястры ее северного фасада не совпадают с пилястрами первых двух этажей.
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.