Национальные черты достигли здесь и совершенного выражения.
Вековое сложение народных строительных навыков, синтезирование местных традиций со строительными приемами русского народа, освоение и переработка западноевропейского архитектурного опыта, в первую очередь близлежащих стран — все это вместе привело к становлению качеств, которые с полным правом можно назвать национальным украинским архитектурным стилем. Объемно-пространственные и пластические-особенности архитектуры данной группы настолько своеобразны, что их можно встретить только на Украине.
Развитый крестообразный план отличается рядом положительных качеств, прежде всего практической целесообразностью и художественной выразительностью. Здание такого типа выглядит как отдельно стоящий монумент-памятник, оно подчеркнуто выделяется в рядовой застройке и, как уже говорилось, требует для восприятия больших свободных пространств. Тем самым определяется и градостроительное значение этих памятников.
Бесстолпная система обусловила хорошо обозреваемое и отлично освещенное пространство внутри храма. Крестообразный план давал возможность создания ясной конструктивной схемы здания.
Каждый конец креста образует отдельные ячейки, разделенные одна от другой подпружными арками и сводами. Эти подкупольные пространства с помощью парусов, а то и вовсе без них, переходят в барабаны и купола. Создается юрганическая связь купола с подкупольным пространством.
Строгий порядок и логическая система в распределении масс и пространства подчеркивается тем, что четыре объема увенчиваются четырьмя одинаковыми куполами, а в центре ставится пятый купол большего размера. Любовь к логике и порядку проявилась также и в том, что четыре боковых купола ориентированы точно по странам света.
Здания этой группы были построены на протяжении 1680—1730 гг., когда позади остается разруха, политическая неразбериха, гетманские междоусобицы. Остаются в прошлом и постепенно уходят из народной памяти тяжкие для народа авантюристические и предательские действия Выговского, Тетери, Брюховецкого.
Хозяйство и торговля Левобережной Украины постепенно включаются в общерусский рынок, происходит рост хозяйства феодальной казацкой верхушки, усиливается роль духовенства и торгово-ремеслениых групп населения. Создаются благоприятные условия для развития строительства.
Но в то же время не следует упускать из виду и противоречивое, по существу негативное значение все возрастающего культового строительства.
Николаевский собор в Нежине (1668 г.)
Расшатанные народными восстаниями феодальные устои старшинство и гетманы пытаются укрепить с помощью церкви. Феодальная верхушка, не так уж много уделяя внимания организованному градостроительству и вообще гражданскому строительству даже в своих собственных резиденциях, ведет широкое строительство церквей и монастырских комплексов.
В этом отношении деятельность украинских гетманов ничем не напоминала бурную градостроительную деятельность в России начала XVIII в., связанную прежде всего с широкими преобразовательными мерами Петра I. Процесс «обхмирщения», т. е. рост светского строительства и его влияние на культовое зодчество, в России начался уже в XVII в.1 На Украине этот процесс становится заметным только в 20—30-х годах XVIII в.
Николаевский собор в Нежине. План. Пропорциональный анализ
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.