Строительные конструкции часть2

Отличительной особенностью украинских высотных каменных и деревянных зданий является то, что в них не устраивались внутренние перекрытия, все пространство было открытым снизу доверху. Чередование восьмиугольника со срезанным шатром и наклон стен внутрь создавали в деревянных зданиях сильную перспективу при взгляде снизу вверх (так называемая стереоскопическая перспектива); некоторую аналогию этому можно усмотреть и в каменных зданиях, например в церкви Николы Каменного в Путивле (1737 г.).

Культовые здания Украины поражают обилием света. Оконные проемы часто имеют вытянутую форму, очень логичную при общем пропорциональном строе здания.

Если в зданиях XI—XII вв. кровля делалась прямо по сводам (так называемое позакомарыое покрытие), то в украинских зданиях XVII — XVIII вв. кровлю поднимали над сводами. Этот конструктивный прием определенным образом изменил силуэт здания и сказался на архитектурной композиции в целом. Именно таким приемом создавались знаменитые украинские «бани» — грушевидные упругие купола, поставленные один па другой и разделенные барабанами и перехватами.

Предпринятый нами анализ планов наиболее типичных культовых сооружений показывает, что основой их является подкупольный квадрат, стороны которого равны в среднем 6—8 м. Традиционность этой модулmной единицы восходит к глубокой древности. Это явствует из того факта, что размеры подкупольных квадратов древнерусских памятников XI — XII вв. (Софии Киевской Спасо — Преображенского собора в Чернигове и др.) равны 7,7 ж, т. е. практически находятся в тех же пределах 1.

Дом Лизогуба в Чернигове (XVII в.)

Дом Лизогуба в Чернигове (XVII в.). Пропорциональный анализ плана. Построен на соотношении стороны квадрата и его диагонали

Выполненный нами графический анализ планов и разрезов культовых и гражданских памятников (дом Лизогуба, Екатерининская церковь и трапезная Троицкого монастыря в Чернигове, собор в Изюме, собор в Даневке около Козельца, церковь в Сорочинцах и др.) показывает, что в основе их пропорционирования было иррациональное соотношение сторон квадрата и его диагонали. Это легко достигается разбивкой путем засечек с помощью шнура и колышков. Впрочем, в некоторых памятниках применены кратные соотношения (например, Покровский собор в Харькове).

Наиболее характерным для культового зодчества типом зданий, в которых ярко проявилось своеобразие национальных приемов, были одноку-польные тетраконхи, трехкупольные трехчастные здания и пятикупольные здания крестообразного плана.

septilos.ru