2.1 Строительные материалы

Что же касается архитектуры собственно южно-украинских земель, о ней также трудно сказать что-либо определенное. Мы почти ничего не знаем о строительстве в этой части Украины в XIV—XVI вв., кроме того, что в ряде пунктов еще во времена великого княжества литовского (XV в.) существовали замки и укрепленные пункты Хаджибей (район Одессы), Казыкермен (район Каховки), Кичкас (район Запорожья) и др. В архивах сохранились планы некоторых укреплений, например план крепости Кодак, построенной в начале XVII в. на Днепре поляками с помощью французских инженеров.

Следует сказать в связи с этим, что в архитектуре рассматриваемого периода особую роль играл оборонный фактор. Это характерно как для строительства на Левобережье, так и на Правобережье.

Буржуазные историки-националисты называли все, что возведено на земле Украины, украинской национальной архитектурой. Но достоинство украинской национальной культуры не пострадает от обоснованного раз­граничения того, что в действительности строилось по народным традициям, и того, что было возведено на украинской земле по традициям иных народов. Нет ничего украинского в образах и формах польских костелов; на Правобережье и кое-где на Поднепровье, хотя эти здания строились на украинской земле и возможно даже украинскими мастерами.

Восточные границы Левобережья являются этнической границей между украинским и русским народом. Эта граница никогда не представляла собой определенной черты на карте. Как прежде, так и сейчас в районах, которые по административному делению считаются русскими, живет много украинцев, а в украинских районах много русских.

В таких городах, как Новгород-Северск, Путивль, и даже в недалеко от Киева расположенном Чернигове, смешение русских и украинских архитектурных форм несомненно. Следует к тому же напомнить, что еще до 1654 г. слободская Украина, в том числе такие города (или поселения, из которых потом выросли города), как Харьков, Сумы, Ахтырка, Изюм, Чугуев и др., входили в состав Русского государства. Естественно, что развитие городского строительства, а также строительство оборонных, так называемых засечных линий осуществлялось здесь по опыту строительства центральных русских районов.

В заключение напомним, что могущественный природный фактор — лесной покров — создавал наиболее общую и устойчивую строительную традицию объемно-пространственных композиций, определяемых свойствами дерева. Влияние деревянной архитектуры, которая была господствующей в течение чуть ли не тысячи предшествующих лет, является неоспоримым и в ту пору, когда все большее распространение получало строительство из кирпича.

Большемерный кирпич в кладке зданий

Большемерный кирпич в кладке зданий

верхний ряд — собор Молчинского монастыря в Путивле (XVI—XVIII вв), Троицкий собор Густынского монастыря (XVII в), Собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (нач. XVIII в.), надвратная колокольня Спасского Новгород-Северского монастыря (XVII в.), собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве; нижний ряд — замок в Вишневце (на Правобережье) (XVIII в.), трапезная Спасского Новгород-Северского монастыря (XVII в.), замок в Вишневце (два образца)

Фигурный кирпич в кладке зданий

Фигурный кирпич в кладке зданий

верхний ряд — Изюмский собор (XVII в.), замок в Вишневце (XVIII в.), собор Пeтивльско-Софрониевского монастыря (XVIII в.), Изюмский собор, замок в Вишневце (на Правобережье); средний ряд — Изюмский собор, собор Молчинского монастыря в Путивле (XVII—XVIII вв.), замок в Вишневце (два образца), Георгиевский собор Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII в.); нижний ряд — собор Молчинского монастыря в Путивле (XVI—XVII вв.), замок в Вишневце, Георгиевский собор Выдубецкого монастыря, Изюмский собор, собор Выдубецкого монастыря (XVII в.)

Паруса и своды Николаевского собора в Нежине (XVII в.) (слева)

Паруса и своды церкви в с. Воронеж Сумской обл. (XVIII в.) (справа)

septilos.ru