Строительные материалы часть 6

Кирпичное производство того времени примечательно тем, что наряду с обычным плоским изготовлялся желобчатый кирпич, называемый также литовским или пальчатым 1. Кроме кирпича обычных размеров в большом количестве употреблялся также кирпич болынемерный. В кладке Троицкой церкви Густынского монастыря обнаружены кирпичные блоки размером 34X34X8 см, в соборе Георгиевского монастыря в с. Даневка — 45X45 X Х8 см, в зданиях Братского монастыря на Подоле в Киеве — 47X47 X XII см. Эти кирпичи-блоки применялись только тогда, когда без блоков естественного камня или без особого металлического крепления нельзя было сделать карниз значительного выноса из обычного кирпича.

Почти во всех зданиях с развитой пластической обработкой применялся фигурный кирпич; им выкладывались карнизы, пилястры, цоколи, оконные и дверные наличники и т. д. Форма этих кирпичей воспроизводила как известные профили классической архитектуры — вал, полувал, выкружка, каблучок и т. д., так и оригинальные, иногда довольно сложные очертания национального декоративного убранства.

Большой интерес представляет вопрос о прочности кирпича XVII — XVIII вв. Специальные испытания физико-механических свойств показали, что исследуемые кирпичи оказались в 2—5,5 раза прочнее, чем требуется по современному стандарту 1.

В качестве кровельного материала употреблялась глиняная черепица, часто покрытая поливой, дерево в виде шелевок и гонта («тертицы»), а также железо. С помощью черепицы или гонта покрывалась поверхность довольно сложного очертания.

Культура керамического производства сказалась также на декоре зданий, в том числе и на характере интерьера. Для наружной декоративной обработки употреблялись разного размера и рисунка поливные, многоцветные плитки и розетки. В создании интерьера керамика участвовала как строительный и в то же время как декоративный материал в виде кахлей — керамических плиток особой конструкции, покрытых поливой. Стены кирпичных зданий в большинстве случаев с обеих сторон покрывались штукатуркой и по народной традиции белились.

Общее стремление к нарядности и живописности проявилось и в широком применении настенной лепки.

septilos.ru