Беседа пятнадцатая. Продолжение 3

Коррекция с помощью дифференцирующей схемы

Л. — В продаже можно найти небольшие двигатели, которые сами содержат тахометрический генератор. Провода обмоток двигателя и динамомашины намотаны вместе, но электрически изолированы друг от друга; такой двигатель имеет два независимых коллектора и две пары щеток. Однако на гот случай, если ты хочешь как можно меньше переделывать уже существующую установку, можно воспользоваться другим,правда менее совершенным решением, которое, однако, дает не такие уж плохие результаты Для его осуществления ты должен подать напряжение с движка антенного потенциометра на дифференцирующую схему наподобие изображенной на рис. 64. Так как приложенное к се входу напряжение пропорционально занимаемому антенной положению, то на выходе диференцирующей схемы ты получишь напряжение, пропорциональное скорости вращения антенны. Должным образом усиленное выходное напряжение этой схемы вместе с разностью потенциалов между движками потенциометров подается на вход усилителя, что позволит осуществить демпфирование движения системы. Может быть, результаты будут несколько хуже, чем при использовании системы с тахометрическим генератором, но в этом случае можно обойтись наименьшей переделкой уже построенной установки.

Н. — Полагаю, что теперь ты нашел наилучшее для меня решение, и я, несомненно, им воспользуюсь. Мой приятель будет в восторге.

Л. — Я полагаю, что твоя установка его полностью удовлетворит. При хороших потенциометрах можно получить точность ориентации лучше одного градуса, что для антенны более чем достаточно.

Замкнутые системы

Н. — Одно в твоей системе меня весьма интригует. Если воспользоваться твоими определениями, то воздействующий па антенну двигатель следует назвать «восстановителем», а антенный потенциометр — «датчиком» Однако в твоей системе восстановитель связан непосредственно с датчиком, а последний подает свой сигнал па восстановитель через усилитель.

Блок схема системы автоматического регулирования (сервомеханизма)

Рис. 143 Блок-схема системы автоматического регулирования (сервомеханизма), в которой двигатель стремится привести управляемый объект в такое положение, при котором напряжение ошибки было бы равно нулю.

Л. — Ты указал прямо на главную особенность устройств подобного типа Именно это воздействие восстановителя на датчик характеризует сервомеханизмы

Н. — Так, значит, в сервомеханизмах в качестве датчика используются только потенциометры?

Л. — Дело не только в этом. Существует бесчисленное множество и других систем. Сервомеханизмы характеризуют не тип датчика, а общность принципа построения схемы, которую я изобразил для тебя на рис 143 Как ты видишь, здесь рядом с управляющим органом имеется компаратор, который сравнивает положение (или состояние) управляющего органа с положением (или состоянием) объекта регулирования, т. е. органа,

septilos.ru