Ускорение
Н. — Постой. Ведь ускорение не что иное, как изменение скорости. Значит можно было бы ограничиться датчиком скорости по его показаниям рассчитать ускорение.
Л. — В какой-то мере ты прав. Но только отчасти; прежде вcero ты руководствуешься классическим представлением, по которому ускорение представляет собой изменение лишь абсолютной величины скорости, а это справедливо только для прямолинейного движения. В этом конкретном случае действительно южно удовлетвориться датчиком скорости, передавая его показатели на дифференцирующую схему…
Н. — Ну, это совсем не то!..
Л. — Это намного проще, чем ты думаешь. Но ускорение имеет несколько иной, чем ты себе представляешь, смысл: ускорением называют всякое изменение скорости как по абсолютной величине, так и по направлению. Так, например, на поворотах и автомобиля, идущего с постоянной скоростью, возникает ускорение; ты чувствуешь это ускорение, потому что сила (именуемая центробежной) прижимает тебя к дверце машины точно так, как воздействует на тебя сила при изменении абсолютной величины скорости машины, идущей по прямой дороге.
Рис. 18. Динамомашина вырабатывает напряжение, величина которого пропорциональна скорости вращения; измеряя напряжение, можно определить скорость вращения.
Н. — Ну, эти-то силы я хорошо знаю. У одного из моих приятелей есть спортивный автомобиль; когда он срывается с места, я едва удерживаюсь, чтобы не вылететь на заднее сидение,
а каждый раз, когда он тормозит, я рискую пробить своей головой ветровое стекло.
Л. — Познакомь меня со своим другом: если когда-нибудь он предложит мне поездку в машине, то я смогу сэкономить деньги на железнодорожном билете… А пока, представь себе, Незнайкин, что в машине своего друга ты сидишь на безукоризненно ровном и гладком сидении и что (для твоего же блага) привязан веревками к четырем датчикам силы…
Н. — Это мне совсем не понравится…
Л. — Сейчас это не столь существенно. Главное в том, что, обладая определенной массой, твое тело будет иметь тенденцию сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения 1…
Н. — Ах, Любознайкин! Ведь от природы я совсем не такой инертный!
Л. — Сейчас речь идет не о твоем характере, а о законе физики. Всякий обладающий массой предмет стремится оставаться неподвижным или сохранять постоянную по величине и направлению скорость (иначе говоря, равномерное прямолинейное движение). Для изменения твоей скорости к тебе нужно приложить силу в направлении движения (чтобы увеличить скорость), в обратном направлении (чтобы уменьшить скорость) или в направлении, перпендикулярном движению (чтобы изменить направление скорости). Однако, когда к тебе прикладывают силу, ты реагируешь с такой же, но противоположно направленной силой (здесь также проявляется не твой характер, а закон физики о действии и противодействии). Проявляемая тобою сила воздействует на датчики, а они показывают, какому усилию или усилиям подвергаешься ты в каждый момент…
Н. — Совершенно независимо от моего желания и воли…
Л. — Но тем не менее подвергаешься. Система, состоящая из автомобиля, тебя и датчиков силы, представляет собой акселерометр, который в каждый момент показывает ускорение автомобиля.
1 Эту способность называют инерцией тела (Прим. ред. )