Подъем и перемещение тяжеловесных грузов одновременно двумя или несколькими кранами допускаются в отдельных случаях (ст. 331 Правил по кранам), когда такой подъем не является повседневной технологической операцией.
При применении для этих целей стреловых самоходных и башенных кранов работа должна производиться по проекту или технологической карте, разработанными специализированной организацией, одной из функций которой является разработка проектов строительно-монтажных работ при помощи кранов, т. е. имеющей отделами группу по разработке таких проектов. В этой документации необходимо привести схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, требований к подготовке и состоянию пути и других условий по безопасному подъему и перемещению груза.
Для выполнения такой работы рекомендуется применять однотипные стреловые краны преимущественно одной и той же модели, так как при этом легче соблюдать основные требования по обеспечению безопасности при подъеме и перемещении: сохранение вертикального положения грузовых канатов и правильного распределения нагрузки на каждый кран, которая не должна превышать их грузоподъемности.
Условия и порядок подъема и перемещения груза двумя или несколькими кранами мостового типа (мостовыми; Козловыми) могут быть разработаны самим предприятием, использующим краны для такого подъема.
Можно применять два варианта подъема и перемещения груза кранами мостового типа: с помощью траверсы и без траверсы. При подъеме груза с помощью траверсы выполняются следующие требования:
При работе без траверсы необходимо обеспечить правильное распределение нагрузки на краны, горизонтальное положение груза и возможность перемещения его на 0, 5 выше встречающихся на путч предметов, вертикальное положение канатов.
Работа по подъему и перемещению двумя или несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.
Проектировать установку мостовых, козловых и других кранов для спаренной работы нельзя. В отдельных обоснованных случаях возможность такой установки рассматривается Госгортехнадзором СССР или госгортехнадзорами союзных республик по совместному ходатайству проектирующей организации и руководства предприятия — владельца кранов.
Работа по подъему и перемещению груза несколькими кранами в морских портах производится в соответствии с Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов, утвержденными Министерством морского флота.
Условия спаренной работы кранов в морских портах следующие: