Электрооборудование кранов, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), за исключением случаев, особо оговоренных в Правилах Госгортехнадзора СССР.
Эксплуатация электрического оборудования кранов должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г.
Специфические требования к электрооборудованию кранов отражены в гл. V-4 ПУЭ. Эти требования не распространяются на судовые и плавучие краны, а также не учитывают специфику установки электрооборудования на автомобильных, гусеничных и подобных им кранах.
Приводимые ниже требования базируются на специальных разделах указанных Правил с учетом проекта изменения главы V-4 ПУЭ, подготовленного институтом «Тяжпромэлектропроект».
Электрооборудование крана состоит из электродвигателей, аппаратов управления и защиты, аппаратов регулирования, скорости электродвигателей, токоподводящих устройств, приборов освещения, отопления и др.
Электродвигатели кранов должны быть рассчитаны на напряжение не более 660 В переменного или 600 В постоянного тока; для двигателей преобразовательных агрегатов системы Г — Д допускается напряжение до 10 кВ. На кранах допускается установка конденсаторов для повышения коэффициента мощности и трансформаторов напряжения до 10 кВ. Конденсаторы должны иметь пропитку из негорючей синтетической жидкости. Трансформаторы должны быть сухими или заполненными негорючим жидким диэлектриком. Крановые электродвигатели имеют повышенные пусковые моменты и могут выдерживать кратковременные перегрузки, в 2, 5—3 раза превышающие их номинальную мощность. Они рассчитаны на повторно-кратковременный режим работы.
Повторно-кратковременным режимом работы называется такой режим, когда рабочие периоды регулярно и часто чередуются с периодами остановок. За время остановок при этом режиме работы электродвигатели не успевают охлаждаться до температуры окружающей среды и перегреваются при частых пусках и больших пусковых токах.
Повторно-кратковременный режим работы электродвигателей характеризуется величиной, называемой относительной продолжительностью включения (ПВ).