7.15. Защита асинхронных приводов кранов от обрыва фазы

Правилами по кранам (ст. 175) предусмотрена необходимость автоматического отключения трехфазного привода механизма подъема груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз у башенных, портальных кранов и кранов мостового типа.

Необходимая для этих целей защита разработана Донецким политехническим институтом. Опытные образцы устройства прошли проверку в лабораторных и промышленных условиях.

реле защиты асинхронного привода крана
Реле защиты асинхронного привода кра нов от обрыва фазы основано на магнитодинамическом принципе. Оно (рис. 7. 13) состоит из следующих элементов. Внешний магнитопровод 1, имеющий в поперечном сечении вид многолучевой звезды, и система кольцевых катушек 2, поочередно (по длине реле) присоединяемых к различным фазам трехфазной цепи, образуют линейный цилиндрический индуктор (статор). В качестве «ротора» линейного двигателя (якорь реле) используется трубка 3 из нефферромагнитного металла. Подвижные контакты 4 закреплены на трубке, неподвижные — на стержне (контактные пружины не показаны). При включении реле последовательно с двигателем системой кольцевых катушек 2 создается бегущее магнитное поле. Магнитное поле индуктируют в трубке токи, которые, взаимодействуя с полем, приводят к возникновению механической силы. Под действием этой силы трубка приходит в движение и замыкает контакты 4—5. При обрыве фазы вместо бегущего поля появляется пульсирующее поле и якорь возвращается в исходное положение, размыкая при этом контакты 4—5. При трехфазном нессиметричном режиме (т. е. параллельной работе двух двигателей от общей двухфазной сети) индуктор питается в основном током обратной последовательности и якорь также возвращается в исходное положение.

Это реле может быть использовано в простейших схемах включения асинхронных двигателей. На схеме реле защиты умышленно показано большим, чем остальные ее элементы.

Вариант включения реле в схемы электроприводов мостовых кранов изображен на рис. 7. 14. Катушки магнитодинамического реле включаются последовательно с двигателем подъема. В схему включено вспомогательное реле времени РВ, его контакт 1РВ (с выдержкой времени на размыкание), размыкающий 2РИТ (РИТ — реле индукционное токовое) и замыкающий 1РИТ контакты реле защиты. Замыкающий контакт 1РИТ шунтируется контактом нулевой блокировки командо-контроллера КК. Последовательно с кнопкой «Пуск» включен размыкающий контакт 2РИТ.

Схема работает следующим образом. После включения кнопки «Пуск» через контакт реле 2РИТ и контакт командоконтроллера КК получает питание катушка реле времени РВ. Реле времени замыкает свой контакт 1 РВ. Поступает питание на катушку контактора Л. Схема подготовлена к работе. При переводе рукоятки командоконтроллсера в рабочее положение КК размыкается, а 1РИТ не успевает замкнуться, так как еще нет тока в силовой цепи двигателя, но контакт реле времени имеет выдержку времени на размыкание, поэтому питание продолжает поступать на катушку контактора. Когда рукоятка командоконтроллера принимает рабочее положение, замыкается контакт 1РИТ и питание продолжает поступать на катушку реле времени. Его контакт 1РВ замыкается и катушка Л получает питание через эти контакты.

При обрыве фазы в цепи питания асинхронного двигателя подъема реле РИТ размыкает свой контакт 1РИТ и замыкает контакт 2РИТ. Так как рукоятка командоконтроллера находится в рабочем положении, катушка контакта Л будет получать питание только в промежуток времени, равный выдержке времени на отключение контактов 1РВ. После этого контактор Л отключает двигатель. На основе анализа работы ряда крановщиков принята выдержка времени реле РВ порядка 0, 1 с, которая обеспечивает нормальную работу схемы в любом режиме. Габариты опытных образцов аппарата, состоящего из двух реле, 200X Х170Х130 мм, масса около 3 кг.

septilos.ru