3.9. Допуски на износ деталей крановых механизмов

В соответствии со ст. 47 Правил по кранам в инструкции по монтажу и эксплуатации крана завод-изготовитель должен указать допуски на износ ответственных деталей механизмов. ВНИИПТМАШ совместно с Институтом транспортной техники (г. Лейпциг) разработал необходимые исходные величины для определения предельных допусков на износ для нижеследующих детален, подлежащих замене или восстановлению до первоначального состояния: подшипников скольжения осей и валов, открытых зубчатых передач, канатных блоков, тормозов колодочных, ходовых колес, однорогих и двурогих крюков,
табл. 3.2, а также состояние наружной поверхности втулки и цапфы.
Обработка вкладыша допустима при достаточной толщине остающейся стенки.

При достижении предельного зазор: (табл. 3. 1) S=Smax необходимо сменить вкладыш подшипника или восстановить исходный зазор. При этом следует учитывать предельный износ Дmax цапф cогласно рис. 3.2. При предельном износе Д =Дmах ось или вал необходимо сменить. При этом надлежит проверить, необходимо ли произвести исправление или замену соответствующего подшипника скольжения из-за недостаточно удовлетворительного состояния или чрезмерного износа.

Таблица 3.1 Предельные зазоры Smax. мм.

предельный износ

Таблица 3.2 Предельный износ Дmax осей и валов, установленных на подшипниках скольжения.

предельный износ

Открытые зубчатые передачи. Независимо от степени износа необходимо сменить зубчатое колесо, если на зубьях или на корпусе колеса имеются трещины или если у бандажированного зубчатого колеса имеет место сдвиг бандажа. Предельный износ шестерен этих передач указан в табл. 3.3.

рисунок

Рисунок 3.2

Таблица 3.3 Предельный износ не закаленных шестерен с прямолинейным зубом для открытых передач. % от толщины зуба на делительной окружности.предельный износ

Тормоза колодочные. Тормоз необходимо заменить (отремонтировать), если минимальное расстояние между обкладкой и тормозным диском при полном растормаживании, несмотря на регулировку тормоза, будет меньше 0, 001 Dв (Dв-диаметр тормозного диска) или если при закрытом тормозе момент торможения недостаточен.

Предельный износ отдельных шарниров составляет двукратную величину максимального установочного зазора, предусмотренного соответствующей технической документацией. При появлении предельного зазора необходимо вновь восстановить максимальный установочный зазор шарнира.

Тормозную обкладку колодок нужно сменить, если в месте максимального износа достигнуты размеры, приведенные в табл. 3. 4.

Предельный износ тормозного диска. Если износ рабочей поверхности тормозного диска в результате местного срабатывания (канавки) превышает 1 мм, то необходимо восстановить первоначальное качество обработки наружной поверхности. При уменьшении толщины обода тормозного диска больше чем на 30% первоначального размера необходимо сменить тормозной диск. Максимальное биение Аr тормозных дисков, являющееся следствием неравномерного износа, не должно превышать для длинноходового тормоза 0, 002 De; для короткоходового тормоза 0, 001 Dв, где Dв—диаметр тормозного диска. износ

Таблица 3.4 Минимальная толщина тормозной обкладки, мм

минимальная толщина

Рис. 3. 4 Износ реборды ходового колеса.

износ реборды

Максимальное биение А г означает наибольшую разность расстояний тормозного диска от оси вращения, измеренных параллелыю к направлению вращения диска (рис. 3. 3).

Ходовые колеса. Выкрашивание на поверхности катания колеса при максимальном размере диаметра раковин не должно превышать 12 мм.

износ ходового колеса

Рисунок. З.5 Износ ходового колеса

Предельный износ реборды колеса определяется в зависимости от минимально а толщины реборды в bmin по табл. 3. 5, которую соответственно рис. 3. 4 следует измерять на половине (Л/2) высоты реборд,

Таблица 3.5 Минимальная толщина реборды, br

МИНИМАЛЬНАЯ ТОЛЩИНА РЕБОРДЫ br

находящихся на различных подкрановых путях (DL—2а по рис. 3. 5), не должна превышать ДD=0, 002 DL.

Одно- и двурогие крюки. Грузовые крюки (одно- и двурогие) подлежат замене, если износ в вертикальном разрезе достигает 5% первоначальной высоты сечения. Износ не указанной на рис. 3. 6 области не допускается.

Канатные блоки подлежат замене при достижении предельного износа, согласно табл. 3.6.

Рисунок 3.6 Диапазон износа

Диапазон износа

Таблица 3.6 Предельный износ канатных блоков

предельный износ канатных блоков

Предельный износ на поверхности ходового колеса (износ поверхности катания) определяется отклонением d(d < 0, 005 Dt или d < 4 мм) от прямой наружной линии ходовой поверхности катания, согласно рис. 3. 5. При этом принимают наименьшее значение этих двух величин (DL — номинальный диаметр ходового колеса).

Разница диаметров AD приводных ходовых колес с цилиндрическим ободом,
Нормативные документы по сварке

septilos.ru