Рисунок 14.77. Схема пассажирских лифтов с парным управлением
Для автоматической защиты лифта от нарушения нормальной работы в цепи питания контакторов В, Н, Б и М, управляющих двигателем лебедки лифта, включены размыкающие контакты ловителя КЛ, кнопки «Стоп», расположенной в кабине, контакты слабины подъемных канатов СПК, натяжного устройства каната ограничителя скорости КНУ, выключателя управлетия лифта при работе в приямке ВП, концевого выключателя переподъема и перепуска кабины ВК, кнопки «Стоп-М», расположенной в машинном помещении, и замыкающие контакты реле контроля дверей шахты и кабины РДЗ. В свою очередь в цепь реле РДЗ включены размыкающие блокировочные контакты всех шахтных дверей ДШ, блок-контакты замков шахтных дверей ДЗ и дверей кабины ДК. Действие автоматической защиты описано выше.
Электрическая схема лифтов предусматривает режим нормальной работы в системе парного управления; режим ревизии; режим управления из машинного помещения; погрузочный режим (только для лифта «в»),
В режиме нормальной работы лифты работают по следующей программе. Если на первом этаже находятся две свободные кабины, то после вызова с первого этажа открываются двери кабины «а», эта же кабина идет на вызов с других этажей. Если на первом этаже стоит одна кабина, то она и пи отправляется по приказу с первого этажи, или идет по вызову, поступившему с этажа, расположенного выше идущей вниз другой кабины и входящего в одну из двух зон. В первую зону входят этажи с девятого по двенадцатый, а во вторую зону — с пятого по восьмой. Зарегистрированный вызов в первой зоне фиксируется в момент прохождения восьмого, пятого и второго этажей идущей вниз кабины. Эти этажи называют контрольными.
Зарегистрированные вызовы во второй зоне определяются при прохождении кабиной четвертого этажа. Введение зонного деления этажей в систему парного управления значительно повышает эффективность этой системы и позволяет обойтись без перевода лифтов (обслуживающим персоналом) в утренние часы пик в другой режим, обеспечивающий быстрейший спуск пассажиров.
Свободная кабина остается стоять на промежуточном этаже с закрытыми дверями, если вторая кабина либо стоит на первом этаже и отсутствуют зарегистрированные вызовы, либо движется вниз, либо остановилась по попутному вызову вниз.
Свободная кабина с промежуточного этажа направляется по вызовам, если вторам кабина либо стоит на первом этаже и имеются зарегистрированные вызовы, либо движется вниз и прошла контрольный этаж, а в соответствующей зоне зарегистрированы вызовы. Если имеются вызовы на том эта
же, где стоит свободная кабина, и на верхнем этаже, то кабина сначала пойдет на верхний этаж, а затем будет выполнен нижний вызов как попутный.
Освободившаяся кабина, после того как закроются ее двери, отправляется автоматически вниз, если вторая кабина либо движется вверх, либо стоит на промежуточном этаже с открытыми дверями (или с закрытыми дверями из-за неисправности в ее системе управления), либо стоит на первом этаже и имеется вызов с первого этажа.
В режиме ревизии лифтом управляют с крыши кабины с помощью кнопок «Подъем» и «Спуск». Для перевода лифта на режим ревизии удаляют штепсельный разъем ШРН и вставляют в гнезде разъем ШРР; при этом работа лифта в других режимах исключена.
Режим управления из машинного помещения осуществляется с помощью кнопок «Вверх» и «Вниз». Перевод лифта на этот режим выполняется с помощью переключателя ПР, который ставится в положение М.
Погрузочный режим, предусмотренный только для лифта «в», предназначен для увеличения производительности лифтов парной системы управления в вечерние часы пик. Перевод на этот режим осуществляется установленным на первом этаже переключателем ПРР, который ставится в положение П. После перевода лифта на погрузочный режим кабина с промежуточного этажа отправляется на первый этаж, где двери ее открываются. Двери закрываются только от кнопки приказа.
При неисправности одного лифта он должен быть отключен с помощью кнопки «Откл. », расположенной в нише на первом этаже. Обратное включение лифта производится с помощью кнопки «Вкл».
Если один лифт отключен или переключен на работу в режиме ревизии, или переведен на режим управления из машинного помещения, или переключен на погрузочный режим (только лифт «в»), то второй лифт переводится на режим одиночного управления. В этом режиме работы кабина может быть вызвана на любой этаж. Если имеется несколько вызовов, то кабина идет сначала на наивысший этаж, а остальные вызовы выполняются при движении кабины вниз как попутные.
Для подготовки лифтов к работе включают главный рубильник ГР, автоматичеческие выключатели 1А, 2А, ЗА и 4А, нажимают кнопки «Вкл. -а» и «Вкл-в», расположенные на блоке парной работы в машинном помещении, переводят переключатели ПР и ПРР в положение H, а переключатель питания цепей вызовов ППВ ставят в одно из рабочих положений.
Рассмотрим работу лифта «в» в режиме одиночного управления, предполагая, что лифт «а» отключен, а кабина стоит на первом этаже с закрытыми дверями. В этом состоянии лифта отключены все реле рис (кроме 1РИС и 1РИС-в), реле отключения напряжения РОН-в, РДЗ и реле подпольного контакта РПК. Пассажир на первом этаже нажимает на кнопку вызова 1KB. При этом кнопка 1KB «залипает» и вклю
чается реле 1РЭВ. По цепи, содержащей контакты реле РН, 1РИС, диод 1Д, контакты реле 1РЭВ, РГ1Р, РПК, РВП, РПЗ, контакт переключателя ПР и штепсельный разъем ШРН, включаете:; реле замедления РЗ, которое включает реле ОД, после чего начинают открываться двери. Замыкающим контактом реле ОД включается реле времени РВП. После того как двери откроются, происходит шунтирование электромагнита кнопки 1KB дверным контактом 1ДШ, кнопка 1KB «отлипает» и отключает реле 1ЭРВ. Реле ОД обесточивается концевым выключателем ВКО, когда двери полностью открываются, а реле РЗ остается включенным, так как цепь питания его поддерживается замыкающим контактом реле РВП.
Когда в кабину входит пассажир, реле РПК отключается. Пассажир нажимает кнопку приказа нужного, например десятого, этажа 10КП. Кнопка 10КП «залипает», а ее замкнувшийся контакт включает (через замкнутые контакты реле 10РИС, ИРИС и 12РИС) реле управления вверх РУВ, что приводит к последовательному включению реле РН, ЗД, двигателя дверей 2АД и отключению реле РЗ. После того как закроются двери, концевой выключатель ВКЗ отключает реле ЗД, а замкнувшиеся контакты 1ДЗ и 1Д1Л обеспечивают включение реле РДЗ, что приводит к последовательному включению контактора Б, реле РВБ и РТО, контактора В, двигателя привода лифта 1АД и тормозного электромагнита ТМ. Кабина лифта разгоняется до номинальной скорости.
При подходе кабины к участку замедления десятого этажа с помощью датчика 10ДС отключается реле 10 РИС, которое отключает реле РУВ. Замыкающий контакт РУВ отключает контактор Б и реле РН. Контактами контактора Б отключается обмотка большой скорости приводного двигателя, обесточиваются реле РВБ и удерживающий электромагнит кнопки 10КП, включается контактор М, который подключает к сети обмотку малой скорости двигателя 1АД. Кабина на малой скорости подходит к уровню десятого этажа, датчик точной остановки ДТО шунтируется стальной полосой, что приводит к отключению сначала реле РИТО, а затем реле РТО, которое отключает контакторы М и В. Двигатель 1АД отключается, и кабина останавливается на уровне этажной площадки.
Еще во время замедления кабины после отключения контактора Б происходит включение реле РЗ. Поэтому, когда реле РТО отключается, его размыкающий контакт включает реле ОД и двери открываются.
После выхода пассажира из кабины включается реле РПК, которое разрывает цепь питания реле РВП. По окончании выдержки времени реле РВП отключается, вследствие чего отключается реле РЗ и своим размыкающим контактом включает реле ДЗ. Двери закрываются, и кабина стоит на этаже в ожидании вызова. Если же к моменту закрывания дверей были зарегистрированы вызовы, то кабина сразу отправляется их выполнять.
Например, были зарегистрированы вы
зовы на двенадцатый, одиннадцатый и восьмой этажи. В этом случае еще до закрытия дверей включены реле 8РЭН, 11РЭН, 12РЭН, а после отключения реле РВП образуются одновременно цепи питания реле РУВ, РУН и РУН-в. Однако из-за конденсатора неподключенного параллельно катушке реле РУВ, включается реле РУВ, после чего цепь питания реле РУН и РУН-в размыкается. Включение реле РУВ приводит к последовательному включению реле РН, контактора Б, реле РВБ, контактора В и движению кабины вверх. После ухода кабины с десятого этажа включаются реле РИТО, РТО, 10РИС и блокировочное реле замедления РБЗ, а поскольку контактор Б и реле РПК включены, то реле замедления РЗ остается отключенным.
При подходе кабины к одиннадцатому этажу отключаются реле ИРИС и РБЗ; это не приводит к отключению реле РУВ и остановке кабины, так как цепь питания реле РУВ поддерживается включенными реле 12РПС и 12РЭН. Когда кабина подходит к двенадцатому этажу, отключается реле 12РИС, что приводит к остановке кабины на этом этаже.
После того как в кабину войдет пассажир и нажмет кнопку приказа соответствующего этажа, кабина пойдет вниз и остановится сначала на одиннадцатом, а затем па восьмом этаже, выполняя попутные вызовы. Остановка по попутному вызову при движении вниз происходит в результате включения реле РЗ при подходе к этому этажу, где зарегистрирован вызов.
В режиме нормальной работы в системе парного управления лифт работает в следующем порядке. Если кабины обоих лифтов стоят свободными на первом этаже и лифты переведены в режим нормальной работы, то включены реле выбора кабины РВК, реле РОН-а, РОН-e, зональное реле пуска РПЗ, РПК и все реле РИС, кроме 1РТ1С, 1РИС-а и 1РИС-8.
Предположим, что теперь нажата кнопка вызова кабины на одиннадцатом этаже 11КВ. Тогда включается реле ИРЭН и по цепи, содержащей замкнутые контакты реле РУН, Н, 12РИС. диод 11Д, контакты реле ИРЭН, РПР, РПК, РВП, 1PИC-в, контакты переключателя ПР и разъема ШРН, включается реле РУВ лифта «а». Включение этого реле приводит к движению вверх кабину лифта «а», в то время как кабина «в» остается на месте из-за того, что цепь питания реле РУВ лифта «в» разорвана контактом реле РВК. Действие схемы при запуске кабины и ее остановке на заданном этаже в режиме нормальной работы не отличается от действия схемы в режиме одиночного управления.
Теперь кабина лифта «в» стоит свободная с закрытыми дверями на первом этаже, кабина лифта «а» идет по приказу вниз (на первый этаж); предположим, что после прохождения ею десятого этажа поступил вызов с двенадцатого этажа. В этом состоянии включены реле РОН-а и РОН-в, РДЗ обоих лифтов, все реле РИС, кроме 1РИС лифта «в» и 1РИС-в, а также включены следующие реле и контакторы лифта «а»: РУН, РУН-а, Б. Н, РИТО, РТО, блокировочные реле замедления РБЗ и РН, включены реле РПК лифта «в и общие для обоих лифтов реле 12РЭН и зональное реле пуска РПЗ.
Прохождение кабиной лифта «а» девятого этажа не приводит к изменению состояния аппаратов схемы, так как этот этаж ме является контрольным. При подходе кабины лифта «а» к контрольному восьмому этажу отключается реле 8РИС лифта «а», что вызывает отключение реле РПЗ. Это приводит к включению реле РУВ лифта «в» и отправлению по вызову на двенадцатый этаж кабины лифта «в».
В положении, когда кабина лифта «а» стоит свободная на первом этаже, а кабина лифта «в» стоит свободная на двенадцатом этаже, включены реле РДЗ и РПК обоих лифтов, все реле РИС (кроме 1РИС лифта «а», 1РИС-а и 12РИС лифта «в») и реле РПЗ. Если поступает вызов с первого этажа, то включается реле 1РЭВ, его контакты включают реле РЗ лифта «а», включается реле ОД лифта «а», открываются его двери, а реле ОД, 1РЭВ и РДЗ лифта «а» отключаются. В кабину «а» входит пассажир, реле РПК и РЗ лифта «а» отключаются, включаются реле РПВ и ДЗ лифта «а», двери его закрываются, реле ДЗ лифта са» отключается и включается реле РДЗ лифта «а».
Пассажир нажимает на любую кнопку приказа лифта «а», после чего включается реле РУВ лифта «а» и кабина уходит вверх. Когда кабина «а» выходит из зоны замедления первого этажа, включается реле 1РИС лифта «а» и 1РИС-а, вследствие чего включается реле РУН лифта «в» и РУН-а по так называемой цепи автоматического спуска. Цепь содержит контакты реле РУВ, контактора В, реле 1РИС, диод Д-e, контакты реле 1РИС-в, 1РИС-а, РВК, РВП и РДЗ.
В результате включения реле РУН лифта «в» и РУН-в кабина лифта «в» идет на первый этаж.
Для перевода лифта «в» на погрузочный режим переключатель ПРР ставится в положение П. При этом включается реле РПР, контакты которого для исключения попутных остановок разрывают цепь вызовов лифта «в» (контакты 289—229), разрывают цепь дверных контактов ДШ лифта «в», которые шунтируют катушки электромагнитов кнопок вызовов KB, цепь реле РПЗ, цепь автоматического спуска лифта «а» и замыкают цепь реле РУН лифта и РУН-в.
Если в момент переключения переключателя ПРР в положение II свободная кабина лифта «в» находилась на промежуточном этаже, то теперь она идет на первый этаж. При подходе кабины к первому этажу отключается реле 1РИС, что приводит к отключению реле РУН и последующей остановке кабины на первом этаже.
В момент отключения реле 1РИС включается (по цепи, содержащей замкнутый контакт РПР) реле РЗ. Поэтому после, отключения реле РТО из-за включения реле ОД открываются двери и кабина остается стоять с открытыми дверями в ожидании пассажиров.
Электрической схемой лифтов в системе парного управления предусмотрена световая сигнализация о положении кабины на этажах с помощью ламп 1ЛП—I2J1I1, установленных на первом этаже и на станции управления в машинном помещении; о занятости кабины лифта с помощью лампы ЛЗ; о состоянии дверей лифта с помощью ламп «Двери» и о погрузке лифта с помощью лампы ЛОГ с надписыо «Лифт перегружен». Соответствующая лампа ЛГ1 загорается при нахождении кабины па каком-либо этаже. Лампы «Двери» включены, если какая-либо из дверей лифта открыта.