Ловители и ограничитель скорости
Ловители и ограничитель скорости представляют собой взаимосвязанные устройства, предотвращающие падение кабины (противовеса) в случае обрыва, а иногда и ослабления несущих
Рисунок 14.39 Принципиальная схема совместной работы ловителей и ограничителя скорости.
канатов, а также останавливающие кабины (противовес) при недопустимом превышении скорости.
Ловителями оборудуют кабины всех лифтов, подвешенных на канатах, и противовесы у лифтов, шахты которых расположены над проходами и помещениями, где могут находиться люди. На рис. 14. 39 показана принципиальная схема совместной работы ловителей и ограничителя скорости. Бесконечный канат 1 приводит в действие ограничитель скорости 2. Канат натянут между ограничителем скорости, расположенном в машинном помещении, и натяжным грузом 21, установленном в приямке. С канатом 1 с помощью зажима 4 соединен рычаг б. При движении кабины с нормальной скоростью зажим 4 увлекает за собой правую ветвь каната 1, заставляя вращаться с соответствующими скоростями механизм ограничителя скорости и блок натяжного груза. Посредством зажима и каната механизм ограничителя скорости соответственно вращается быстрее (заставляя при этом срабатывать устройство, зажимающее канат ограничителя скорости), если скорость движения кабины (противовеса) вниз превысит номинальную скорость не менее чем на 15% и не более чем:
Рисунок 14.40. Клиновые ловители жесткого действия:
1 — канат ограничителя скорости; 2 — коуши; 3 — болтовые зажимы; 4—рычаг включения ловителей; 5 — вал; 6 — рычаг; 7— выключатель ловителей; 8 — соединительная тяга, 9 — рычаги клиньев; 10 — клинья; 11 — колодки клиньев; 12 — направляющая
вниз, то зажим 4 останавливается вместе с канатом, поворачивая при этом рычат 6 по часовой стрелке. Рычаг 6 в исходном положении удерживается пружиной 5, которая, вытягиваясь, позволяет рычагу при срабатывании системы повернуться на некоторый угол. С рычагом 6 посредством тяг 12, соединен рычаг 13. К рычагам 6 и 13 присоединены тяги 14 и 20, которые при повороте рычагов перемещаются относительно кабины вверх, заставляя срабатывать ловители 15 и 19 и сажая кабину 17 на направляющие 16 и 18. С рычагом 6 посредством тяги 7 соединен рычаг 8, который воздействует на контакт ловителей 11. В тех случаях, когда ловители контролируют натяжение несущих канатов, пружина 10, связанная с подвеской 9, разжимается, поворачивает рычаг 8 по часовой стрелке и через тяги 7 и 12 воздействует на рычаги 6 и 13, которые в СБОЮ очередь через тяги 14 и 20 воздействуют на ловители 15 и 19.
Ловители малых грузовых лифтов могут приводиться в действие посредством их механической связи с несущими канатами.
В зависимости от скорости лифта могут применяться ловители жесткого действия и ловители плавного торможения. Ловители жесткого действия (рис. 14. 40) останавливают кабину практически мгновенно без предварительного замедления ее скорости и применяются- в лифтах со скоростью до 1 м/с. Лифты со скоростью движения 1 м/с и более, а также больничные лифты независимо от скорости должны оборудоваться ловителями плавного торможения (рис. 14. 41). Клещи ловителей устанавливаются под кабиной на оси 1, укрепленной в ее каркасе ригелем 2. Рабочим органом клещей является, с одной стороны, клин 3, а с другой — колодка 4, вставленные в цилиндрическое ложе клещей и удерживаемые болтами 5. Клещи посредством ВИНта 6 и пружины 7 устанавливаются таким образом, чтобы зазор между клином и направляющей, с одной стороны, и между направляющей и колодкой, с другой, был равен 2—3 мм. Усилие торможения создается пружиной 8 и гайкой 9, чем и обеспечивается условие торможения кабины, продолжающей двигаться вниз.
Установка клина 3 и колодки 4 в цилиндрическом ложе обеспечивает прилегание их к направляющей по всей плоскости.
Максимальная величина замедления при посадке кабины (противовеса) на ловители не должна превышать 25 м/с2. Допускается превышение этой величины, если время действия превышения не более 0, 04 с.
Путь торможения, т. е. расстояние, проходимое кабиной от начала сжатия губками ловителей направляющих до полной остановки кабины, должен находиться в пределах, указанных в табл. 14. 32 (для постоянных усилий) и 14. 33 (для постепенно возрастающих усилий).
Действие ограничителя скорости основано на использовании центробежной силы грузов, связанных системой рычагов. В лифтах применяются ограничители скорости с горизонтальной осью вращения (дисковые) и с вертикальной осью вращения (шпиндельные).
Таблица 14.32 Путь торможения ловителями с постоянным усилением
Таблица 14.33 Путь торможения ловителями с постепенно возращающим усилием
На рис. 14. 42 показан ограничитель скорости с горизонтальной осью вращения; он состоит из корпуса 4, который жестко закреплен на специальной раме в машинном помещении, В вертикальной стенке корпуса неподвижно крепят ось 15, на которой размещен шкив 16 на шарикоподшипниках 12.
Шкив имеет две канавки с различными диаметрами для каната. Канавка меньшего диаметра служит для инспекторской проверки действия ограничителя и ловителей.
Перемещению блока в осевом направлении препятствуют разрезные пружинные кольца 13, вставленные в кольцевые канавки ступицы шкива. От попадания пыли подшипниковый узел защищают фасонные крышки 14 подшипника. В тело шкива 16 со стороны корпуса ограничителя завернуты две специальные шпильки 11, на концы которых насажены грузы 3 особой конфигурации.
Рисунок 14.41. Ловители плавного торможения
Рисунок 14.42. Ограничитель скорости
Грузы соединены между собой тягой 2, с помощью которой можно регулировать расстояние между пальцами 5 и 8. На поверхности шкива со стороны грузов закреплен держатель 7. Между концом держателя и гайками, закрепленными на тяге 2, расположена предварительно сжатая гайкой 9 пружина 6. Тяга 2 соединяет грузы так, что пружина 6, перемещая тягу влево, постоянно тянет оба груза к оси вращения шкива. В корпусе 4 сделаны пазы, в которых крепят упоры 1, образующие выступы во внутренней полости корпуса. Ограничитель действует следующим образом: при перемещении каната ограничителя вместе с кабиной шкив 16 под действием сил трения между канатом и шкивом вращается со скоростью, соответствующей скорости каната, а следовательно, и скорости кабины. Вместе со шкивом вращаются и грузы 3. При этом на грузы действует центробежная сила, которая стремится развести грузы от оси вращения в сторону корпуса. Этому перемещению грузов препятствует пружина 6, тянущая грузы к оси вращения. Если скорость кабины оказывается больше допустимой, то усилия пружины 6 будет недостаточно, чтобы преодолеть действие центробежных сил грузов, и они разойдутся, сжав эту пружину. При увеличении радиуса вращения грузов они зацепятся за упоры 1 и шкив остановится. В результате действия значительной силы трения каната на шкиве канат, натягиваемый движущейся кабиной и проскальзывающей в канавках шкива, натянется настолько, что заставит через рычажную систему сработать ловители. Для проверки надежности сцепления между канатом и рабочим шкивом при движении кабины (противовеса) один из упоров (10) делается подвижным и вдвигается внутрь корпуса. При этом груз входит в зацепление с ним при номинальной скорости движения кабины.
У лифтов с номинальной скоростью движения до 0, 5 м/с допускается приведение в действие ловителей при скоростях не более 0, 7 м/с.
Ловители и ограничитель скорости должны снабжаться табличками с указанием заводов-изготовителей, типа ловителей или ограничителя скорости, номинальной скорости, на которую они рассчитаны, заводского номера и даты изготовления. Кроме тоro, для ловителей на табличке должна быть указана номинальная грузоподъемность, на которую они рассчитаны.
Упоры и буфера
Упоры и буфера предназначаются для поглощения кинетической энергии движущихся вниз с номинальной скоростью кабины и противовеса, если они по каким-то причинам не останавливаются в своем нижнем рабочем положении.
Буфера и упоры рассчитываются на посадку кабины с нагрузкой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность (за исключением случаев, когда размеры кабины по графику (рис. 14. 1) не соответствуют номинальной грузоподъемности) и на посадку противовеса, движущегося с наибольшей скоростью, допускаемой ограничителем скорости.
Жесткие упоры в виде металлических, бетонных или деревянных брусьев разрешается применять для лифтов с номинальной скоростью не болея 0, 5 м/с.
Для больничных лифтов устройство жестких упоров не допускается.
Для лифтов скоростью более 0, 5 м/с применяют пружинные и гидравлические буфера. Максимальная величина замедления при посадке на буфер порожней кабины или противовеса должна быть не более 25 м/с. Допускается превышение этой величины замедления, если длительность действия этого превышения не более 0, 04 с. На рис. 14. 43 показаны пружинные буфера. Гидравлический буфер рис. 14. 44 состоит из корпуса 1, заполненного маслом, плунжера 2, возвратной пружины 3 и конического штока 4. В плунжер буфера вставлена головка. 5 со штоком 6, опирающимся на пружину 7. головка служит для смягчения удара во время посадки на буфер кабины или противовеса.
В днище плунжера имеется кольцевое отверстие, через которое проходит шток 4 и перетекает масло при посадке на буфер. Коническая форма штока обусловливает уменьшение свободной площади кольцевого отверстия по море движения плунжера, что замедляет скорость истечения масла из корпуса в полость плунжера, а следовательно, и скорость движения плунжера.