14.5.1 Устройство лифтов

При расположении лебедок внизу под шахтой или сбоку от нее применяют барабан с односторонней нарезкой (правой или левой); при этом канаты кабины крепятся с одной стороны барабана, а канаты противовеса с другой (рис. 14. 23, б). В обоих случаях при разматывании канатов кабины происходит наматывание канатов противовеса, и наоборот. Может применяться многослойная навивка канатов, при этом лебедка оборудуется канатоукладчиком.

Канатоемкость барабана должна быть рассчитана на укладку не менее полутора запасных витков каждого, закрепленного на барабане каната, при наинизших рабочих положениях кабины или противовеса, на упорах или буферах, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Барабаны должны иметь реборды, возвышающиеся над верхним слоем навитого каната, на высоту не менее одного диаметра каната. Не допускается использование в качестве барабанной лебедки лифта электрических талей.

У лебедок с канатоведущим шкивом (общий вид показан на рис. 14. 24) кабина и противовес подвешиваются на противоположных концах одних и тех же канатов, которые, огибая шкив, удерживают кабину и противовес за счет трения канатов в ручьях канатоведущего шкива. У таких лебедок канаты кабины и противовеса огибают канатоведущий шкив на сравнительно небольшой угол (менее чем на два оборота). В связи с этим число ручьев канатоведущего шкива не превышает удвоенного числа канатов и шкив в отличие от барабана имеет сравнительно небольшую ширину, практически не зависящую от высоты подъема. глобоидный редуктор

Рисунок 14.26. Глобоидный редуктор:
1 — радиальный подшипник; 2 — глобоидный червяк; 3 — червячное колесо: 5, 10 — стаканы; 8 — радиально-упорные подшипники; 7 —маховик; 8-11— дистанционные прокладки; 9—шпонка; 12 — выходной вал: 13 — конические подшипники; 14— торцовая шайба; 16 — крышка; 16 — регулировочная пробка; 17 — стопор; 18 — сливная пробка
колодочный тормоз

Рисунок 14.27. Колодочный тормоз:

1 — рычаг тормоза; 2 — пружина; 3 —колодка; 4 — винт регулировки отхода колодок; 5—втулка; 6 — шпилька; 7 — гайка регулировки сжатия пружины; 8 —упоры; 9—рычаг для разжатия колодок вручную; 10— якорь; 11 — корпус магнита: 12 — ярмо магнита; 13 — ось; 14 — рычаг; 15 — ось колодок

Это способствует уменьшению общих габаритов лебедки и создает благоприятные условия для унификации лебедок с различной высотой подъема кабин и, следовательно, более широкого применения таких лебедок. Форма ручьев, показанная на рис. 14. 25, должна обеспечивать сцепление канатов со шкивом, достаточное для удержания кабины при статическом испытании и исключать возможность подъема кабины при неподвижном противовесе или противовеса при неподвижной кабине.

При угле охвата, близком к 360°, применяют отводные блоки. При этом запасовка канатов производится следующим образом: канаты, закрепленные на кабине, огибают канатоведущий шкив, отводятся к отводному блоку, установленному под канатоведущим шкивом, снова возвращаются на канатоведущий шкив и затем только идут к противовесу.

Таблица 14.26 техническая характеристика лифтовых лебедок. техническая характеристика лифтовых лебедок

При редукторном приводе вал двигателя соединяется с валом канатоведущего шкива или барабана зубчатой, червячной или смешанной передачей.

На рис. 14. 26 показан глобоидный редуктор лебедки, применяемый для пассажирских лифтов грузоподъемностью 500 кгс со скоростью 1 м/с, с межцентровым расстоянием 180 мм и передаточным числом 45. В табл. 14. 26 показана техническая характеристика лебедок с глобоидными редукторами с межцентровыми расстояниями 160, 180 и 225 мм, выпускаемыми отечественными лифтостроительными заводами.

Лебедки оборудуются автоматически действующими тормозами замкнутого типа. На рис. 14. 27 показан колодочный тормоз с короткоходовым магнитом постоянного тока. Тормоз должен устанавливаться на приводном валу, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном или канатоведущим шкивом, т. е. установка тормоза на валу электродвигателя, если он соединен с редуктором с помощью упругой муфты, не производится; применение ленточных тормозов не допускается.

На рис. 14. 27 показан вариант специального приспособления для растормаживания, которое должно быть выполнено так, чтобы при прекращении воздействия на это приспособление действие тормоза немедленно восстанавливалось. Все лифтовые лебедки, за исключением грузовых малых, должны быть снабжены постоянно установленным или съемным штурвалом для приведения их в действие вручную. Применение штурвалов со спицами или кривошипной рукоятки не допускается

кабина лифта

Pисунок 14.28. Кабина лифта:
1— каркас кабины; 2 — купе кабины; 3 —ловители; 4 —- подвеска; 5 — двери кабины; 6 — привод дверей кабины; 7 — комбинированная отводка; 8—микрофон; 9 —панель лифтера; 10 — передняя стенка купе; 11 — направляющий башмак

Безредукторные лебедки, т. е. лебедки, у которых канатоведущий шкив находится непосредственно на валу двигателя, штурвалом могут не оборудоваться при наличии возможности передвижения кабины от электропривода со скоростью не более 0, 36 м/с. На лебедках должно быть указано направление вращения штурвала для подъема и спуска кабины. Каждая лебедка должна снабжаться заводской табличкой с указанием типа, номинального момента, передаточного числа редуктора, завода-изготовителя, заводского номера и даты изготовления.

Кабина

Пассажиры и грузы перемещаются с одного этажа (уровня) на другой в кабинах. Кабина (рис. 14. 28) состоит из каркаса и купе, выполненного из металлических листов толщиной не менее 1, 4 мм, древесно-стружечных плит или пластика достаточной прочности. Кабина лифтов всех типов (кроме грузовых малых) должна быть ограждена на всю высоту и иметь потолочное перекрытие. Кабина малых грузовых лифтов может быть ограждена на высоту, при которой невозможно смещение груза за пределы кабины в сторону направляющих и противовеса. Потолочное перекрытие у малых грузовых лифтов может не устраиваться.

Кабину грузового лифта допускается ограждать металлической сеткой, выполненной из проволоки диаметром не менее 1, 2 мм, с отверстиями не более 20X20 мм при условии устройства по низу кабины ограждения из металлических листов высотой от уровня пола не менее 1000 мм. Кабину пассажирского и больничного лифтов допускается ограждать стеклом толщиной не менее 7 мм. Начало остекления должно быть расположено на высоте не менее 1000 мм от уровня пола. В жилых домах ограждение кабины из стекла не допускается. Потолочное перекрытие кабины лифтов должно выдерживать в любом месте сосредоточенную нагрузку не менее 100 кгс, а также общую нагрузку от одновременного нахождения на нем трех человек. Устройство люка в потолочном перекрытии не допускается. В кабине пассажирских, грузо-пассажирских, больничных и грузовых с проводником лифтов должна быть предусмотрена вентиляция. При естественной вентиляции размер одной из сторон вентиляционных отверстий должен быть не более 20 мм.

Кабина пассажирских, грузо-пассажирских, больничных и грузовых с проводником лифтов должны снабжаться дверями. Кабины лифтов малых грузовых и грузовых без проводника могут не оборудоваться дверями при наличии устройства, удерживающего груз от смещения, например шлагбаума, упоров, башмаков на рельсах и т. п. Дверь кабины может быть выполнена распашной или раздвижной, открываемой и закрываемой вручную или с помощью привода. Распашная дверь кабины должна открываться только внутрь. Усилие статического сжатия створками раздвижных дверей не должно (как и у дверей шахты) превышать 12 кгс, а кинетическая энергия закрывающейся створки не должна превышать 0, 4 или 0, 8 кгс-м при автоматическом реверсировании. На рис. 14. 29 показан реверсивный привод дверей кабины, автоматически открывающий и закрывающий двери.

Раздвижная решетчатая дверь кабины (рис. 14. 30), образованная из полос с просветами между ними, допускается только у грузовых лифтов. Просветы между полосами при раздвинутой (закрытой) двери не должны быть более 120 мм.

Вертикально-раздвижные двери кабины допускаются только у грузовых и малых грузовых лифтов при соблюдении тех же условий, что и для дверей шахты. Высота дверей кабины должна быть не менее высоты дверей шахты.

Пол кабины может быть подвижным и неподвижным. Подвижный пол кабины должен быть выполнен из одного щита. Размеры щита должны быть такими, чтобы ширина неподвижной части пола (рамы) с боковых и задней сторон кабины не превышала 25 мм. Щит должен иметь ход не более 20 мм и полностью перекрывать порог дверей кабины по всей ее ширине.

У кабин, оборудованных подвижным полом, при раздвижных дверях и системе управления, предусматривающей движение кабины только с закрытыми дверями, порог (нижние направляющие дверей) пола допускается выполнять неподвижным.

У кабин с такой системой управления может быть выполнен неподвижным целиком весь пол. Полы обычно изготавливаются из деревянных досок, соединенных в шпунт или четверть, столярных плит, а также металлических рифленых листов толщиной не менее 3 мм. На рис. 14. 31 показано устройство подвижного пола кабины пассажирского лифта. Деревянный щит 1, являющийся подвижной частью пола, укреплен на четырех кронштейнах 2, шарнирно соединенных с коленчатыми рычагами 3, насаженными на вал 4, установленный в подшипниках 5, укрепленных на раме 6. Коленчатые рычаги 3 попарно связаны между собой тягой 7, на которую надета пружина 8, сжатая между гайкой на тяге 7 и неподвижным упором 9, укрепленным на каркасе кабины. Под действием нагрузки щит оседает и воздействует на установленные под ним подпольные контакты 10. Наличие шарнирной связи между кронштейнами 2 обеспечивает равномерное оседание подвижного щита независимо от места приложения нагрузки.

Пол пассажирского лифта покрывается линолеумом или другим равноценным материалом, который должен защищать подпольные контакты от попадания влаги через пол. Под порогом кабины 11 (кроме грузовых малых лифтов) во всю ширину двери должен быть установлен вертикальный щит 12 заподлицо с передней кромкой порога или подвижного пола, закрывающий зазор между полом кабины и полом этажной площадки в случае остановки кабины выше площадки. Высота щита должна быть не менее 150 мм, а для лифтов, у которых двери шахты открываются до полной остановки кабины, не менее 300 мм.

Привод дверей кабины

Рисунок 14.29. Привод дверей кабины:

1 — редуктор; 2 — водило; 5 — контакт; 4 — контакт реверса; 5 — кулачок; 5 — кожух 7 — приводной ремень; 8 — двигатель; 9 — толкатель; 10 — ролик водила; 11 — рычаг реверса; 12 — отводка каретки

Раздвижная решетчатая дверь кабины

Рисунок 14.30. Раздвижная решетчатая дверь кабины

septilos.ru