Разрешение на пуск в работу поступившего с завода-изготовителя вновь изготовленного стрелового самоходного крана (железнодорожного, автомобильного, пневмоколесного, гусеничного, крана-экскаватора) выдается органом технадзора при регистрации крана на основании записи в паспорте крана о результатах его осмотра (без испытания грузом), произведенного владельцем.
Разрешение на пуск в работу кранов других типов, подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается инспектором после их монтажа и регистрации и записывается им в паспорт крана. Это разрешение инспектор выдает на основании результата технического освидетельствования (осмотра и испытания грузом), произведенного инженерно-техническим работником по надзору за кранами на предприятии и контрольной проверки состояния крана. Проверка кранов инспектором для определения возможности пуска их в работу производится в течение не более 5 дней со дня получения уведомления от администрации предприятия-владельца крана. Неприбытие инспектора для контрольной проверки не дает права администрации предприятия на пуск крана в работу.
При контрольной проверке инспектор осматривает и проверяет в работе механизмы крана, приборы безопасности и аппараты управления, канаты, крюк или другой грузозахватный орган, освещение и сигнализацию, а также устройство кабины управления, состояние лестниц площадок, ограждении и в выборочном порядке регламентированные правилами габариты. В результате осмотра и по документам проверяется состояние крановых путей и заземления. При выдаче разрешения на пуск в работу башенного крана инспектором должно быть проверено соответствие его установки проекту производства работ.
Проверка производится в присутствии инженерно-технического работника по надзору за кранами на предприятии и лица, ответственного за исправное состояние крана. Если расчетные металлоконструкции (фермы, порталы, стрелы и т. п. ) зарегистрированного в органах технадзора крана были подвергнуты ремонту с применением сварки или реконструкции или кран был демонтирован и вновь смонтирован на новом месте работы, разрешение на пуск в работу такого крана выдается инспектором местного органа технадзора. Разрешение инспектора не требуется на пуск в работу стреловых самоходных кранов (автомобильных, пиевмоколесных, гусеничных, кранов-экскаваторов, железнодорожных), перебазированных на повое место работы целиком или с демонтажем стрелового и другого оборудования (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. ).
В морских портах перенос портального крана на новое место работы производится без его демонтажа с помощью мощного плавучего крана. Разрешение на работу такого крана после установки на новом месте следует получить у инспектора.
Башенный кран, переведенный для работы с одного пути на другой в пределах одной строительной площадки, предъявлять инспектору госгортехнадзора не требуется, если перевод осуществлен без демонтажа и монтажа крана, например с помощью временного или постоянного вспомогательного пути, соединяющего новый подкрановый путь со старым, с помощью поворотного круга, соединяющего пути, расположенные под прямым углом, и т. п. Необходимость такого перевода должна быть предусмотрена заранее и отражена в проекте производства работ.
Иногда стреловые самоходные краны направляют для работы в другие области. В этом случае владелец крана обязан сообщить органу технадзора, в котором зарегистрирован кран, о том, куда и на какой срок направляется кран. По прибытии крана на место производства работ руководитель работ обязан сообщить об этом органу технадзора, на территории которого будут производиться работы, и получить разрешение на работу крана. Разрешение на работу крана должно быть записано в его паспорте.
Краны, не подлежащие регистрации в органах технадзора, администрация предприятия должна снабдить индивидуальным номером и за этим номером занести в журнал учета грузоподъемных машин. Сведения в журнал заносятся на основании данных в паспорте крана. Разрешение на пуск в работу этих кранов выдается инженерно-техническим работником по надзору за грузоподъемными машинами на предприятии на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования и запи-сывается в паспорт крана.