Тормоз стреловой лебедки автомобильных кранов К-51 и К-61 имеет конструктивный недостаток: при случайном нажатии на педаль тормоза, когда собачки храпового устройства выведены из зацепления с храповым колесом лебедки, а рычаг реверса находится в нейтральном положении, стрела произвольно опускается (падает). Случайное нажатие на педаль тормоза возможно, поскольку водитель автомобиля одновременно выполняет обязанности крановщика. Водитель, действия которого при управлении тормозом автомобиля являются привычными и выполняются автоматически, может произвести ошибочные движения при работе крановщиком. Если у автомобиля при нажатии на педаль тормоз замыкается, то у крапа при нажатии на педаль тормоз размыкается.
СКВ Главмосстроя разработало несложное устройство, которое предотвращает возможность падения стрелы вследствие неправильного манипулирования органами управления и обеспечивает подъем и опускание стрелы только в режиме двигателя.
Блокировочное устройство (рис. 6. 27) работает по схеме: педаль тормоза стрелового барабана 2—рычаг фрикциона 1 стрелового барабана — рычаг центрального реверса 3. При отключенном фрикционе стрелового барабана тормоз не может быть разомкнут. Фрикцион может быть отключен только после наложения тормоза на стреловой барабан. Включение фрикциона возможно только после установки рукоятки центрального реверса в одно из рабочих положений. При включенном фрикционе рукоятка реверса не может быть переведена в нейтральное положение.
При работе крановщик должен сначала отвести рычаг фрикциона стреловой лебедки «на себя», переключить реверс на подъем или спуск и нажать педаль растормаживания. Если крановщик будет производить управление лебедкой с нарушением последовательности операций и в первую очередь нажмет на педаль растормаживания лебедки, привод не включится. При нажатии педаль опирается на блокировочный упор 4 и растормаживания лебедки не произойдет. Рукоятка переключателя реверса не сможет произвольно выйти из нулевого положения, так как ее удерживает блокировочный упор, который соединен балансирной планкой и тягой с рычагом фрикциона стреловой лебедки.
По причине несвоевременной проверки и регулировки блокировочного устройства отмечались случаи самопроизвольного опускания стрелы.
Упор и балансирную планку следует регулировать после ремонта и смены тормозных лент с проверкой правильности срабатывания блокировочного устройства. Центробежный предохранительный тормоз Н. В. Шмелева является более надежным устройством, чем блокировка рычагов
управления, для предупреждения самопроизвольного опускания стрелы на автомобильных кранах типа К-51 и К-61. Он может быть использован также для предупреждения падения стрелы на кранах типа К-32, ЛАЗ-690, К-102 и др.
Рисунок 6. 27. Блокировочное устройство
Рис. 6. 28. Общий вид центробежного тормоза:
1 — стреловая лебедка; 2 — неподвижный корпус; 3 — ротор; 4 — щиток; 5 — ролик
Центробежный тормоз монтируется на стреловой лебедке крана (рис. 6. 28) дополнительно к тормозным устройствам.
Тормоз, не управляемый крановщиком, автоматически затормаживает стреловой барабан и приостанавливает опускание стрелы как только начинается ее самопроизвольное падение в результате ошибок крановщика или неисправности тормозных устройств.
Неподвижный корпус 1 центробежного тормоза укреплен на раме лебедки. В корпусе помещен ротор 2, соединенный с фланцем стрелового барабана. В пазах ротора,
выполненного с уступами 3, расположены ролики 4, которые при вращении ротора со скоростью, предусмотренной заданным режимом работы, свободно перемещаются по окружности, оставаясь в пазах. В верхней левой четверти окружности корпуса также имеется паз, расположенный под определенным углом к горизонтали. Как только число оборотов ротора превзойдет заданную величину, один из роликов, подошедший в это время к пазу корпуса, под действием центробежной силы переместится в паз корпуса. Одновременно он заскочит на уступ паза ротора. Упершись одновременно в неподвижный корпус и ротор, ролик остановит вращение.
Конец стрелы от начала падения до остановки перемещается не более чем на 15 см. Выпадению роликов из пазов препятствуют боковые щитки, укрепленные с обеих сторон ротора.