Стреловые самоходные и прицепные краны, за исключением работающих на рельсовых путях, должны снабжаться указателем угла наклона крана — креномером. Креномеры могут быть установлены в кабине или другом месте крана. Вместо указателя угла наклона может быть установлен сигнализатор угла наклона (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. ).
Простейшая конструкция креномера, применяемого на автомобильном кране КС-2561Е для определения уклона рабочей площадки и проверки точности установки крана на выносных опорах, приведена на рис. 6. 19.
Прибор устанавливается на задней консольной балке неповоротной рамы и представляет собой отвес 2, который установлен на острие штыря 1 и может самоустанавливаться в пространстве. По отклонению конца стрелки от заданного положения (от центра шкалы 4) определяют уклон площадки или наклон крановой установки. На шкале 4 имеются две кольцевые риски. Внутренняя риска соответствует углу наклона 1°30′, наружная 3°. В транспортном положении отвес 2 фиксируется винтом 3. Зазор между отвесом и шкалой принимается не более 2 мм. Для закрепления отвеса в транспортном положении необходимо снять его со штыря и установить в положение, указанное тонкими линиями.
На рис. 6. 20 изображен указатель угла наклона крана, разработанный Центральным конструкторским бюро Главстроймеханизации Минмонтажспецстроя СССР. Он устанавливается на стреловых монтажных кранах любой грузоподъемности с целью предупреждения их опрокадывания при превышении предельного угла наклона в поперечном и продольном направления*. Указатель состоит из корпуса 1, изготовленного из оргстекла или капрона, с герметической крышкой. Полость Р корпуса заполнена демпфирующей жидкостью (веретенным маслом). На наружной стороне дна 2 корпуса имеется шкала, каждое деление которой равно одному градусу. По внутренней поверхности сферического дна корпуса перекатывается шарик 3 диаметром 11 мм (по ГОСТ 3733—60), указывающий угол наклона крана.
Рабочая зона на шкале (в пределах 3°) имеет желтый цвет, опасная зона (более 3°) — красный. Снизу шкала подсвечивается лампочкой 4 марки А12-1, которая вставлена в патрон 5 марки 1Ш9. Свет лампочки отражается рефлектором 6 на шкалу, показания которой хорошо видны через крышку. Масло в полость корпуса заливается при помощи шприца через заливочное отверстие с винтом-пробкой 7. При поставке указатель должен быть заполнен веретенным маслом так, чтобы в полости не оставалось воздушного пузырька. Допускается замена веретенного масла трансформаторным или приборным. Для герметизации полости Р между корпусом и крышкой проложено уплотнительное кольцо марки У-90Х85-2 по ГОСТ 9833—61*. Крышка крепится к корпусу с помощью винтов М-4. Указатель угла наклона сохраняет работоспособность при температуре от; 40 до —40° С. Появление воздушного пузырька в полости Р при колебании температуры указывает на негерметичность ее, что недопустимо.
Указатель угла наклона устанавливается на лист специального жесткого кронштейна или на пульт управления крана при нахождении крана на горизонтальной площадке (при этом шарик должен занять положение в центре шкалы). После регулировки указателя угла наклона с помощью набора регулировочных прокладок 8 три винта К затягиваются и фиксируются контргайками.
Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения разработан прибор СКМ3 (сигнализатор крена маятниковый), предназначенный для установки на стреловых самоходных и прицепных кранах с целью предупреждения машиниста о крене крана, превосходящем допустимый, путем включения аварийной световой сигнализации.
Рисунок 6.21 Датчик
Сигнализатор крена СКМ-3 представляет собой электрический прибор с маятниковым бесконтактным датчиком крена. Датчик жестко крепится к раме крана и наклоняется вместе с краном. Маятник датчика сохраняет вертикальное положение. Таким образом создается рассогласо вание положения маятника относительно корпуса. Предельные значения рассогласования фиксируются преобразователем. Сигнал датчика передается на выходное реле, производящее переключения в цепях сигнализации. Сигнализатор крена СКМ-3 состоит из двух узлов, соединенных между собой кабелем: датчика крена и панели сигнализации.
Датчик крена (рис. 6. 21) предназначен для определения величины крена крана. Датчик состоит из корпуса 1, крышки 2, па которой закреплена рамка 3 с усилителем 4 и маятником 5. На нижнем конце маятника закреплена индуктивная катушка 6, которая с катушкой 7, закрепленной на рамке, составляет индуктивный контур. На верхней крышке датчика 2 установлен разъем 10 для соединения датчика с указательной панелью, круговой уровень 8 для установки датчика на кран и определения направления крена. Для демпфирования колебаний маятника корпус датчика залит маслом. Заливка масла производится через пробку 9 в крышке датчика.
Панель сигнализации предназначена для указания машинисту о недопустимой величине крена крана. На лицевой стороне панели установлены лампы красного и зеленого цвета, предохранитель и тумблер для включения прибора.
Принципиальная схема прибора приведена на рис. 6. 22. Схема состоит из генератора, выполненного на триоде ПП-1, трех катушках L1, L2, L3, емкостях С1, С2, Сз, С4, сопротивлениях Р1, Р2, Р4, Р5 и двухкаскадного усилителя на триодах ПП-2 и ПП-3. На выходе усилителя установлено выходное реле Р, расположенное в указательной панели. Контактами реле включаются сигнальные лампы ЛЗ и ЛК.
Если катушки L3 и L1 L2, находящиеся на маятнике датчика и рамке, расположены с эксцентриситетом, меньшим половины диаметра, что соответствует углу наклона корпуса менее 3°, в них возникает генерация, усиливаемая усилителем; выходной триод открыт; реле Р находится под током, контакт, включающий зеленую лампу, замкнут.
Рисунок 6.22. Принципиальная электрическая схема сигнализатора опасного крена
При наклоне корпуса датчика на угол более 3° катушки сместятся больше чем наполовину диаметра, произойдет срыв генерации, выходное реле обесточится, выходные контакты реле обесточат зеленую (ЛЗ) и подключат красную (Л К) лампы панели.
Рис. 6.23. Установка сигнализатора опасного крена СК. М-3 на кране
Питание прибора осуществляется от бортовой сети крана напряжением 12 В. При изготовлении прибора на 24 В схема
дополняется стабилизатором напряжения, который состоит из стабилитрона, триода и сопротивления.
Датчик крена устанавливается в кабине машиниста с помощью переходной детали, которая в свою очередь приваривается к кронштейну, жестко закрепленному на платформе крана. Пример установки приведен на рис. 6. 23.
Место установки должно обеспечить возможность определения крена крапа но пузырьковому уровню на крышке датчика.
Панель сигнализации крепится в поле зрения машиниста. Кабель питания прибора подсоединяют к бортовой сети крана (12 В, постоянный ток), соблюдая полярность. Контакт замыкания указательного блока в случае необходимости может быть использован для подключения звукового сигнала.
Перед началом работы СКМ-3 должен быть включен. Затирание зеленой лампы на указательной панели свидетельствует с величине крена менее допустимой (3°). Следовательно, машинист может приступить к работе. При крепе более 3° включается красная лампа, машинист должен определить направление крена по круговому уровню па датчике и выровнять платформу крана.
При резких движениях крана, когда крен близок к предельному (2, 5—2, 8°), в процессе работы возможны кратковременные включения красной лампы. Крен, близкий к 3°, не опасен при работе с грузами до 0, 75 предельной грузоподъемности и опасен при работе с большими грузами.
Сигнализатор СКМ-3 серийно изготовляется Могилев-Подольским приборостроительным заводом.