Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия (ст. 174 Правил по кранам).
Назначением этих устройств является предотвращение опасных перекосов крана, которые могут возникнуть при нарушении нормальной работы механизма передвижения крана или по другим причинам. При возникновении недопустимого перекоса эти устройства или останавливают кран, или снижают скорость забежавшей опоры, или увеличивают скорость отставшей опоры путем включения дополнительных двигателей, смонтированных на опорах.
На козловых кранах общего назначения, изготовляемых серийно отчественными заводами, ограничитель перекоса не применяется. Целесообразность его установки на специальных козловых кранах с пролетом свыше
32—40 м должна быть определена организацией, разработавшей проект крана.
Известно несколько принципов работы ограничителей перекоса, применяемых на мостовых перегружателях зарубежных моделей. Ниже дается описание некоторых из них:
А. Ограничители, основанные на замере смещения разности пути, пройденного ходовыми колесами крана:
1. вдоль крановых путей мостового перегружателя с равными интервалами размещаются упоры или постоянные магниты, воздействующие на установленные на опорах крана датчики; сигналы отдатчиков поступают в счетное устройство; в том случае, если различие в их числе достигнет заранее заданного предельного значения, устройство срабатывает, воздействуя на привод;
2. устройство производит замер разности пути, пройденного ходовыми колесами противоположных опор крана, путем сопоставления оборотов ходовых колес (или дополнительных роликов); для этого валы колес связываются с сельсинными датчиками, сигналы от которых передаются к диферепциальному сельсину, воздействующему на контакты цепи управления механизмами передвижения.
Б. Ограничители, основанные на замере деформаций элементов металлических конструкций крана:
1. деформация остова крана замеряется оптическим методом, для чего над одной из опор монтируется направленный излучатель, а на другой монтируются фотоэлементы; при деформации остова луч смещается и засвечивает фотоэлементы;
2. ограничитель выполняется в виде вертикальной штанги, смонтированной на одной из опор. При наличии гибкой опоры один из концов штанги крепится к основанию стойки опоры, второй опирается на подшипник и несет рычаг, воздействующий на выключатель привода механизма передвижения; при действии перекосной нагрузки опора скручивается и свободный конец штанги поворачивается относительно моста, в результате чего рычаг воздействует па выключатели.