8.1. Требования к изготовлению

С помощью съемных грузозахватных приспособлений (чалочных устройств) груз подвешивается к крюку крана. При проектировании к ним должны предъявляться следующие требования:

  • 1. быстрый захват и отдача груза;
  • 2. полная гарантия предотвращения поломки или обрыва приспособления или случайной отдачи груза;
  • 3. минимальная масса;
  • 4. предохранение транспортируемого груза от повреждения.

    При транспортировке грузов кранами применяются съемные грузозахватные приспособления различных конструкций, в том числе:
    стропы (петлевые и кольцевые) из стальных прополочных канатов; стропы из пеньковых и хлопчатобумажных канатов; цепи;
    строповые или цепные подвески с крюками, кольцами, эксцентриковыми захватами и другими приспособлениями на концах;
    клещи и захваты;
    траверсы с петлями, скобами, крючьями и т. п. для захвата груза.

    Мелкоштучные грузы (кирпич, мелкое литье, мелкие части машин), а также сыпучие или жидкие транспортируют кранами в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках, бадьях, ковшах и т. п. ), которая должна быть соответствующим образом рассчитана, изготовлена и промаркирована.
    Разновидностью тары является кабель, представляющий собой двухстворчатый ковш, используемый в портах для загрузки судов навалочными грузами. Он подвешивается к специальной траверсе и раскрывается по типу грейфера. Кабель легче грейфера, что позволяет полнее использовать грузоподъемность крана.
    В морских портах для подъема груза в мешках (сахар, мука, зерна кофе и т. п. ) применяются грузовые сетки, изготовленные из пеньковых или хлопчатобумажных канатов.
    Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары на предприятиях и в строительных организациях должно быть централизовано и производиться по нормалям, технологическим картам или индивидуальным четрежам.

    В случае применения сварки при изготовлении грузозахватных приспособлении и тары в документации (нормалях, технологических картах, чертежах) должны содержаться указания по ее выполнению, контролю качества. Требования к материалу и качеству сварки при изготовлении грузозахватных приспособлений и тары Правилами по кранам не регламентированы. В связи с этим материалы, способы сварки, методы контроля сварных соединений и браковочные показатели устанавливаются организацией, разрабатывающей документацию на их изготовление.

    Качество использованных при изготовлении материалов (канатов, цепей, поковок и т. п. ) должно быть подтверждено сертификатами завода—поставщика материала.

    Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях и таре заносятся в журнал их учета. В этом журнале должны быть указаны наименования грузозахватного приспособления или тары, грузоподъемность, номер стандарта, нормали (технологической карты, чертежа), номера сертификатов на примененный материал, результаты проверки качества сварки, результаты испытания грузозахватного приспособления или осмотра тары.

    Канаты и цепи, применяемые при изготовлении стропов, так же как и грузовые канаты и цепи, должны соответствовать государственным стандартам и иметь сертификат завода-поставщика.

    В соответствии с государственным стандартом в стропах должны применяться канаты двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6X37 по ГОСТ 3079—69 и конструкции 6X31 по ГОСТ 7679—69, а также канаты по ГОСТ 3071—66 и ГОСТ 7668—69. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты применяются для подъема груза массой не более 0,5 т.

    Возможность и условия применения стропов из синтетических и других материалов устанавливается предприятием (организацией), применяющим такие стропы. На расчет, изготовление, испытание и браковку этих стропов должны быть утверждены технические условия.

    Канатные стропы, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным климатом, должны изготовляться в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150—69 в соответствии с общими техническими требованиями по ГОСТ 19146—73 с заделкой концов стальных канатов способом заплетки. Цепи для изготовления стропов должны соответствовать ГОСТ 2319—70 «Цепи сварные грузовые и тяговые». По этому стандарту изготовляют сварные калиброванные и некалиброванные цепи. В стропах следует применять некалиброванные цепи как более дешевые.

    строп, ветвь

    Каждая цепь снабжается свидетельством лаборатории о ее испытаниях на заводе-изготовителе с указанием конструкции, заводского номера, величины разрушающей нагрузки и даты испытания. В случае отсутствия такого свидетельства образец цепи необходимо испытать на разрыв и проверить соответствие его размеров указанному ГОСТ. Образец должен состоять из пяти звеньев от каждых 50 м цепи диаметром до 13 мм и из трех звеньев от каждых 25 м цепи диаметром 13 мм и более.

    Для изготовления стропов могут применяться также якорные цепи без распорок и с распорками, изготовляемые по ГОСТ 228—71 и ГОСТ 6348—65.
    При изготовлении канатных и цепных стропов следует руководствоваться следующими стандартами:

  • а) ГОСТ 19144—73 «Стропы грузовые. Типы, конструкция и размеры».
    Стандарт распространяется на стропы цепные и канатные, предназначенные для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления в виде грузовых винтов, крюков, скоб и проушин и на универсальные стропы, предназначенные для строповки грузов с обвязкой.
    Согласно этому стандарту, стропы изготовляются следующих типов: одноветвевой канатный 1СК (рис. 8. 1), одноветвевой цепной 1СЦ (рис. 8. 2), двухветвевой канатный 2СК, двухветвевой цепной 2СЦ, трех-ветвевой канатный ЗСК, трехветвевой цепной ЗСЦ, четырехветвевой канатный 4СК (рис. 8. 3), четырехветвевой цепной 4СЦ (рис. 8. 4), универсальный канатный УСК.
    Каждый тип стропов, кроме универсальных, в зависимости от производственной необходимости комплектуется ветвью канатной или ветвью цепной, навесными звеньями (овоидными, треугольными, разъемными), крюками или карабинами;
  • б) ГОСТ 19145—73 «Стропы грузовые. Звенья. Типы, конструкции и размеры».Стандарт распространяется на навесные звенья, входящие в состав стропа и предназначенные для навешивания стропов на крюк грузоподъемной машины. По этому стандарту изготовляются подвески разъемные — Р (рис. 8. 5), подвески треугольные— Т (рис. 8. 6), подвески овоидные — О (рис. 8. 7).
    Стандарт распространяется также на грузозахватные звенья, навешиваемые на цепные и канатные стропы и предназначенные для захвата груза замка К-2 (рис. 8. 9), крюки с утопленным носком К-3 (рис. 8. 10), карабины Кр (рис. (5. 11);
  • в) ГОСТ 13716—73 «Строповые устройства для сосудов и аппаратов» и ГОСТ 14116—69 «Строповые устройства для сосудов и аппаратов. Технические требования»;
  • г) ГОСТ 15539—70 «Устройства грузозахватные для производственной тары. Типы, основные параметры и размеры»;
  • д) ГОСТ 14110—69 «Стропы многооборотные полужесткие».
  • Для изготовления навесных звеньев чалочных устройств применяется сталь 20 по ГОСТ 1050—60 или ВСт Зсп по ГОСТ 380—71. Эти стали обладают большой пластичностью и, деформируясь при перегрузке, сохраняют еще значительный запас прочности по отношению к разрушающей нагрузке. Допускается изготовление навесных звеньев из сталей других марок, обеспечивающих механические свойства не ниже, чем для указанных сталей.

    В обоснованных случаях по усмотрению проектирующей организации для изготовления деталей съемных грузозахватных устройств (нестандартных) возможно применение другой стали. Рекомендуется применять стали, у которых отношение предела прочности к пределу текучести материала = 1, 4, а относительное удлинение 20%.

    Следует избегать применения материалов, приобретающих свойства хрупкого рузрушения при определенных условиях работы.

    Навесные звенья, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным климатом, изготовляются в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150—69 из стали марки 15ХСНД или стали марки 09Г2С по ГОСТ 5058—65 с термообработкой: нормализация или закалка отпуск.

    Ударная вязкость подвесок в исполнении ХЛ (—60° С) должна быть не ниже 3 кгм/см2.

    Изготовление сварных навесных звеньев производят методом гибки с применением контактной электросварки. Допускается применение электродуговой ручной сварки, при которой разделку кромок следует производить в плоскости звена перпендикулярно оси стропа.

    Механические свойства наплавленного металла в местах соединения должны быть не ниже механических свойств электродов типа Э42А по ГОСТ 9467—60. После сварки звенья подвергаются термической обработке. Навесное звено (нестандартное) может быть изготовлено горновой кузнечной сваркой.

    Крюки для стропов изготовляются по техническим требованиям ГОСТ 2105—64 и ГОСТ 19146—73 «Стропы грузовые. Технические требования».

    Для крюков и карабинов к стропам, предназначенным для эксплуатации в районах с холодным климатом, должна применяться сталь 15ХСНД по ГОСТ 5058—65. Термическая обработка: нормализация или закалка отпуск (30—32 HRC). Ударная вязкость крюков в исполнении ХЛ (—30° С) по ГОСТ 15150—39 должна быть не ниже 3 кгм/см2. Изготовление крюков путем вырезки из пластин может допускаться только в обоснованных случаях, например когда в съемном грузозахватном приспособлении типа траверсы нельзя применить стандартные крюки.

    Изготовление должно производиться по нормалям и технологическим картам или по индивидуальным чертежам и техническим требованиям.

    При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями 2а должен приниматься равным 90 град.

    Для стропов, предназначенных для подъема определенного груза, при расчете может приниматься фактический угол.

    Расчетные схемы универсального кольцевого стропа приведены на рис. 8. 12.

    При расчете стропов для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами, серьгами и т. п. коэффициент запаса прочности для стальных канатов должен приниматься не менее 6, для пеньковых и хлопчатобумажных — не менее 8, для цепей — не менее 5. Для других детален стропов (крюков, колец, серег и т. п. ) коэффициент запаса прочности не регламентирован и устанавливается при конструировании.

    Расчет звеньев съемных грузозахватных приспособлений (крюков, колец и серег) сводится к раздельному определению нормальных напряжений от растяжения и изгиба. При этом запас прочности на растяжение определяется для растягивающей нагрузки как отношение временного сопротивления разрыву к напряжению от растяжения и по рекомендациям ВНИИПТМАША должен быть не менее 5 крюк, карабин

    septilos.ru