При ремонте металлоконструкций при меняется правка или замена деформированных элементов. Правка применяется в случаях, когда фактические отклонения от проектной формы (прямолинейности и плоскостенности) отдельных элементов и узлов металлоконструкций превышают величины. указанные в заводской документации на соответствующие узлы крановые металлоконструкций, а при их отсутствии—величины, приведенные в табл. 10.1
Таблица 10.1 Допускаемые отклонения формы основных элементов крановых металлоконструкций.
Исправление элементов, получивших остаточные деформации изгиба, производится холодной или горячей правкой. Холодная правка производится на вальцах, прессах или других устройствах, обеспечивающих плавность приложения нагрузки, и лишь в отдельных случаях (мелкие элементы) правка производится на плите через гладилку. Холодную правку необходимо предпочитать горячей, но она допустима при остаточной деформации растяжения, не превышающей 1%, и при положительной температуре воздуха.
Величину максимального искривления некоторых элементов металлоконструкции, при которой допустимы холодная правка и холодная гибка, можно определить по формулам, приведенным в табл. 10.2 и 10.3.
Таблица 10.2 Допускаемые минимальные значения радиуса кривизны и максимальное значение стрелы прогиба при правке углеродистой и низколегированной стали в холодном состоянии (для расчетных элементов).
Примечание. р — радиус кривизны; f — стрела прогиба; В — ширина листа; б —толщина металла; b — ширина полки уголка, швеллера или двутавровой балки; h — высота швеллера или двутавровой балки; L — длина волны; d — диаметр трубы (все размеры в мм).
Таблица 10.3 Допускаемые минимальные значения радиуса кривизны и максимальные значения стрелы прогиба при гибке углеродистой и низколегированной стали в холодном состоянии (для расчетных элементов)
Примечание. Р — радиус кривизны; f —стрела прогиба; б — толщина металла; b — ши¬рина полки уголка, швеллера, двутавра; h — высота швеллера или двутавра; L— длина развертки; d — диаметр трубы (все размеры в мм).
Горячая правка ведется с подогревом элементов в кузнечных горнах пли мазутными форсунками (в случае правка на месте установки крана) при температуре 900—1100° С (от вишневого до оранжевого цвета каления) и прекращается при температуре не ниже 700° С (темно-красный цвет каления). Охлаждать металл после правки можно на воздухе при температуре не ниже 0° С.
Допустимые отклонения после правки не должны превышать следующих величин: