Колодцевый кран. Основным грузозахватных органом этого крана являются клещи, которыми захватываются стальные слитки при посадке их в специальные нагревательные колодцевые печи, а также при подаче слитков, нагретых до температуры прокатки, на слитковоз или непосредственно на приемный рольганг прокатного стана.
Колодцевый кран состоит из моста, снабженного механизмом передвижения с раздельным приводом, и тележки, на которой смонтированы механизм передвижения тележки, механизм подъема клещей и механизм управления клещами.
Снизу к раме тележки прикреплена на заклепках цилиндрическая шахта, внутри которой по направляющим перемещаются колонна с клещами и механизм вращения клещей. При работе механизма подъема клещи вместе с колонной перемещаются вверх или вниз по направляющим, установленным в шахте. На колонне устанавливаются буфера, ограничивающие подъем колонны при несрабатывании концевых выключателей. Механизм главного подъема колодцевого крана в соответствии с требованиями Правил по кранам снабжается двумя нормально замкнутыми тормозами.
Управление краном осуществляется из герметически закрытой и теплоизолированной кабины, снабженной установкой для кондиционирования воздуха. Кабина прикреплена на кронштейнах к цилиндрической шахте тележки и передвигается совместно с тележкой.
Кроме основных работ по выдаче слитков, колодцевые краны выполняют различные вспомогательные подъемно-транспортные операции.
Рисунок2. 5. Мульдозавалочный кран грузоподъемностью 5 20 0С.
Мульдозавалочный кран (рис. 2. 5) состоит из моста 1, перемещающегося вдоль фронта мартеновских печей, механизма передвижения крана 2, главной 3 и вспомогательной 4 тележек. Главная тележка несет на себе вращающуюся колонну, которая перемещается в шахте; в нижней части колонны расположена кабина машиниста, в которой смонтированы механизмы: качания хобота, вращения его, замыкания мульды. На тележке расположены механизмы передвижения, вращения колонны и подъема ее.
Хобот 5 является основным грузозахватным органом мульдозавалочного крана. С его помощью осуществляются захват мульды, загруженной шихтовыми материалами, и завалка последних в мартеновские печи. В процессе работы хобот крана может вращаться относительно своей оси, качаться в вертикальной плоскости, вращаться совместно с кабиной вокруг вертикальной оси колонны и перемещаться вертикально вместе с колонной и кабиной.
Наличие вспомогательной тележки дает возможность использовать мульдозавалочный кран также для выполнения различных работ, связанных с ремонтом печен. Эта тележка может быть расположена на рельсовом пути главной тележки или на самостоятельном пути, уложенном параллельно главному.
Колонна может быть подвешена на цепях, шатунах или канатах. Первые два способа подвешивания в настоящее время в краностроении не применяются, так как имеют серьезные недостатки.
Краны с подхватами (лапами) применяются для складирования горячего и холодного проката; они выполняются с вращающейся тележкой.
Мост крана с подхватами снабжен механизмом передвижения, применяемым 1 а обычных мостовых кранах. Тележка крана выполняется двухъярусной. Верхняя поворотная часть ее включает механизмы подъема, опрокидывания и вращения подхватов, а также шахту с траверсой и кабиной управления. Нижняя часть тележки служит опорой для верхней, па пей установлен механизм передвижения тележки и круговой рельс, по которому перемещаются ходовые колеса верхней части тележки.
Грузозахватным приспособлением крана являются подхваты, расположенные на траверсе. Траверса с подхватами подвешена к колонне, перемещающейся в вертикальном направлении. Кроме подхватов, траверса снабжается крюками для подвешивания двух электромагнитов.
Управление подхватами осуществляется специальным механизмом, установленным на тележке, путем относительного перемещения канатов подъема и опрокидывания.
Козловые краны (рис. 2. 6). У этих кранов горизонтальное пролетное строение (мост) опирается на две опоры (ноги), перемещающиеся по наземным рельсовым путям.
Рисунок 2.6. Общий вид козлового (монтажного) крана:
1 — мост; 2 — жесткая опора; 3—шарнирная опора; 4 — грузовая тележка; 5 — траверса
Опоры либо обе имеют жесткие сочленения с мостом, либо одна из них скрепляется с мостом при помощи шарниров.
Краны, у которых пролетное строение одной стороной опирается на ногу, а второй — непосредственно на ходовые тележки, называются полукозловыми. Рельсовые пути в этом случае располагаются на разном уровне: один на земле, другой на специальной эстакаде или колоннах здания.
Различают две основные схемы мостов — однобалочные и двухбалочные.
Однобалочные мосты трехгранного и четырехгранного сечения с ездовым монорельсом наиболее распространены. Пролетные балки двухбалочных мостов по своей конструкции обычно сходны с балками мостовых кранов.
Жесткая и гибкая опоры козлового крена выполняются из отдельных стоек, конструкция которых зависит от типа опоры. Гибкие опоры имеют стойки из одного элемента или из ферм, развитых в направлении, перпендикулярном мосту.
Пространственные стойки жестких опор выполняются трехгранными или четырехгранными, а пояса их для обеспечения жесткости связываются диафрагмами или решетками. Стойки опор сопрягаются с пролетным строением на фланцевых соединениях или шарнирах. Применение последив необходимо в кранах, самомонтаж которых осуществляется путем стягивания стоек. В этом случае ось шарнира располагается параллельно продольной оси моста. По низу стойки опор связываются стяжками, крепящимися либо к ходовым тележкам, либо к нижним частям стоек.
Козловые краны могут изготовляться с одной или двумя консолями и без них.
Длина консолей выбирается в соответствии с назначением крана. Козловые краны общего назначения, так же как и мостовые краны общего назначения, снабжаются механизмами, предназначенными для подъема груза, передвижения тележки и передвижения крана. Привод механизмов подъема груза и передвижения тележки может быть установлен непосредственно на грузовой тележке (самоходные тележки) или стационарно на мосту (тележки с канатной тягой). При грузоподъемности крана до 5 тс и среднем режиме работы в качестве грузовой тележки обычно используются типовые электрические тали (тельферы), перемещающиеся по ездовой монорельсовой балке. На кранах большей грузоподъемности применяются монорельсовые канатные и самоходные или двухрельсовые тележки. Последние выполняются как подвесными, так и опорными. Опорные тележки перемещаются по рельсам, уложенным на верхних поясах балок моста. На козловых кранах с опорными тележками обычно применяются типовые грузовые тележки мостовых кранов.
Механизмы передвижения козловых кранов общего назначения выполняются с раздельным приводом опор. Конструктивно эти механизмы выполняются в виде одно- или двухколесных тележек, скрепляемых с основанием стоек опор с помощью болтовых фланцев. При малых пролетах краны оборудуются неподвижными кабинами управления, располагаемыми на жесткой опоре. При больших пролетах, когда наблюдение за грузозахватным органом из одного места затруднено, кабину выполняют перемещающейся совместно с грузовой тележкой.
Для доступа крановщика в такую кабину на одной из опор предусматривается посадочная площадка. Эта площадка в месте перехода в кабину должна быть оборудована дверями или откидными ограждениями (цепочками, штангами), которые обеспечивают безопасное нахождение людей на площадке при отсутствии около нее кабины. С этой же целью кабины оборудуются переходной площадкой, стыкующейся со стационарной.
Для кранов с подвесными тележками на опоре сооружается площадка для обслуживания механизмов. При перемещении подвижных кабин должна быть обеспечена возможность аварийного выхода крановщика на мост (или ходовые площадки) при любом положении кабины в пролете. Для этого кабина иногда оборудуется выдвижной или жесткой лестницей.
Подвод тока к козловым кранам осуществляется преимущественно с помощью гибкого кабеля, при протяженности перемещения свыше 100—200 м применяются проволочные или (значительно реже) жесткие троллеи с соответствующими токосъемниками. Для подвода тока используют гибкие шланговые кабели марок КРПТ, ГРШС и др.
Конструктивные особенности козловых кранов в значительной мере определяются их назначением. Козловые краны общего назначения (грузоподъемность в пределах 3—50 тс) иначе называются перегрузочными козловыми кранами, они используются для обслуживания складов штучных и насыпных грузов, железнодорожных контейнерных площадок, нижних складов леспромхозов и т. п., а также при выполнении различного рода технологических операций, например, па заводах по производству железобетонных изделий и конструкций.
К козловым кранам специального назначения относятся краны для обслуживания гидротехнических сооружений, выполнения строительно-монтажных работ, сборки судов и др.
Козловой кран, предназначен для выполнения точных монтажных работ на предприятиях судостроительной промышленности. Металлоконструкции пролетного строения крана выполнены сварными из листового проката в виде балок коробчатого сечения и имеют одну жесткую и одну шарнирную опоры. Наличие шарнира у одной из опор значительно снижает напряжения в металлоконструкциях крана.
Кран снабжен грузовыми тележками, каждая из которых имеет главный (100 тс) и вспомогательный (20 тс) подъемы, и траверсой грузоподъемностью 200 тс.
Кабина управления имеет систему кондиционирования воздуха, оборудована мягкими сиденьями для крановщика и стажера и имеет возможность перемещаться вдоль пролета крана. Кран оборудован устройством, предотвращающим перекос его при перемещении, а также другими приборами и устройствами безопасности. Кран изготовляется Ждановским заводом тяжелого машиностроения им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Основные параметры и технические требования для вновь проектируемых козловых кранов регламентированы ГОСТ 7352—55.
При определении габаритов приближения козлового крана к зданиям и сооружениям, штабелям грузов, технологическому оборудованию, железнодорожному подвижному составу и т. п. следует руководствоваться статьями 243 и 247 Правил по кранам и ГОСТ 9238—59 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1524 мм».
Мостовой перегружатель (перегрузочный мост) это крановое сооружение, в котором горизонтальное проектное строение (мост) опирается на одну жесткую и одну качающуюся опоры, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.
Жесткая нога представляет собой пространственную конструкцию, соединенную с фермами моста при помощи жестких узлов. Качающаяся нога выполняется в виде плоской фермы, соединенной с главными фермами моста при помощи шарниров, что устраняет возможность заклинивания ног у рельсов при температурных деформациях моста.
По горизонтальному пролетному строению перегрузочных мостов перемещаются грузовые тележки пли поворотные стреловые краны.
Расстояние между опорами перегрузочного моста значительно превышает пролет козловых кранов и достигает 150—200 м.
Перегрузочные мосты выполняются без консолей и с консолями. Последние бывают неподвижными или подъемными.
Перегрузочные мосты используются для перегрузки сыпучих грузов (уголь, руда). В качестве грузозахватного приспособления чаще всего применяется грейфер.