При установке кранов руководствуются ст. 228—249 Правил по кранам. Правилами устройства электроустановок, а также Руководящими указаниями по установке мостовых, козловых и полукозловых кранов. Приводимые ниже сведения по установке кранов составлены с учетом указанных документов, а также отдельных разъяснении Госгортехнадзора СССР по вопросам установки кранов в помещениях и на открытом воздухе.
На установку (монтаж) кранов разрешения органов Госгортехнадзора не требуется, если при установке полностью соблюдены требования Правил по кранам. Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 0, 5 м выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т. п. При подтаскивании груза канаты могут выйти из ручьев блоков и оказаться зажатыми между деталями механизма, что во время работы может привести к обрыву каната пли повреждению его.
Подтаскивание груза стреловым краном может вызвать излом стрелы, излом реборды блока, установленного на головке стрелы, или опрокидывание крана, а подтаскивание мостовым краном — сход грузовой тележки с рельсов.
Проведенная краностроительным заводом исследовательская работа по определению напряжений и запасов устойчивости стержней (элементов) стрел автокранов ЛДЗ-690 показала, что запас устойчивости продольному изгибу при наклонном положении канатов в 2—6 раз меньше, чем при вертикальном во время подъема груза. Кроме того, подъем груза при наклонном положении канатов вызывает раскачивание груза, что опасно для находящихся вблизи людей.
При подходе мостового крана к торцовой степе здании минимальное приближение крюка (рисунок 4.1)
Таблица 4.1 Величина тормозного пути, м
При отсутствии данных о величине тормозного пути путь торможения крана или тележки без груза определяется по формулам, приведенным в табл. 4.1.
В табл. 4.1: v — скорость передвижения крана, м/мин; f— коэффициент сцепления ведущего колеса с рельсом.
Размеры концевых упоров для мостовых электрических кранов общего назначения па металлических и железобетонных подкрановых балках принимаются по рис. 4.2 и 4.3; числовое значение их — по табл. 4.2 и 4.3.
Таблица 4.2 Упоры на металлических подкрановых балках.
Таблица 4.3 Упоры на железобетонных подкрановых балках
Рисунок 4.1 Приближение крюка мостового крана к стене здания
Установка кранов, управляемых с пола, может производиться, если скорость крана не превышает 50 м/мин, а скорость его тележки 32 м/мин и имеется свободный проход по цеху для лица, управляющего краном.
В зданиях и других местах (например, на плотинах), где устанавливаются краны и другие грузоподъемные машины, должна быть предусмотрена возможность испытания их грузом или специальными приспособлениями
Таблица 4.5 Величина расстояния
Таблица 4.5 Величина расстояния.
Установка грузоподъемных машин, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается.
Пролеты мостовых опорных кранов (расстояние между вертикальными осями подкрановых рельсов) для вновь проектируемых зданий должны приниматься в соответствии с ГОСТ 534—69 «Краны мостовые. Пролеты» (рис. 4. 4 и табл. 4. 4). По грузоподъемности или расстоянию I мостовые краны разделяются на три группы (табл. 4. 5).
При установке нескольких опорных кранов разной грузоподъемности на общих подкрановых путях пролет кранов и габариты здания принимаются по крану наибольшей грузоподъемности.
Пролеты мостовых электрических кранов грузоподъемностью до 12, 5 тс включительно и мостовых ручных кранов любой грузоподъемности могут быть увеличены на 0, 5 м, если это допускается размерами колонн. Пролеты мостовых кранов могут быть уменьшены на величину, кратную 0, 5 м:
а) в зданиях с высотой подкранового пути от уровня пола более 18 м;
б) для нижнего крапа при расположении кранов в одном пролете в два яруса;
в) при наличии стенки, расположенной вдоль среднего ряда колонн, и необходимости устройства при этом с обеих сторон проходов вдоль подкрановых путей.
Полная длина подвесного двухопорного крана L определяется расстоянием между подвесными путями (пролет Lпр) и размерами консолей l1 и l2 (рис. 4.5).
Общая длина, пролет и размеры консолей электрических двухопорных подвесных однобалочных кранов должны приниматься по ГОСТ 7890—67, ручных подвесных однобалочных кранов по ГОСТ 7413—69.
Установка грузоподъемных кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям (мостовые краны, кран-балки, передвижные консольные краны), должна производиться с соблюдением размеров:
а) расстояние от верхней точки крана (обычно механизмов, расположенных на тележке, или перил тележки) до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до другого крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 100 мм (ст. 246 Правил по кранам). Это расстояние замеряется при ненагруженном кране с тележкой, расположенной в середине пролета. Строительный подъем, выполненный при изготовлении пролетных балок, не должен уменьшать этого размера;
б) расстояние от настила площадок опорного крана (за исключением настила концевых балок и тележек) до сплошного перекрытия или подшивки крышки, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм (ст. 246 Правил по кранам).
Ввиду того что в мостовых электрических кранах грузоподъемностью 5 тс галерея (площадка) располагается выше уровня головки рельсов, минимальное расстояние от головки рельсов до строительных конструкций или до нижней точки крана, работающего ярусом выше, при установке этих кранов должно быть не менее 2000 мм.
Для подвесных мостовых кранов расстояние от настила галерей и площадок до расположенных над ними частей здания определяется в каждом отдельном случае по согласованию с органами технадзора;
в) расстояние от выступающих частей торца крана до колони и стен здания, перил проходных галерей, расположенных вдоль путей крана, должно быть не менее 60 мм, а для мостовых кранов грузоподъемностью 80 тс и более — не менее 75 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колеса крана относительно рельса;
г) расстояние от нижней габаритной точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди, (за исключением площадок для ремонта крана) должно быть не менее 2 м (ст. 246 Правил по кранам).
При установке мостовых однобалочных кранов с электрической талью при определении допустимого расстояния от нижней габаритной точки крана до пола цеха или площадок, где могут находиться люди (кроме площадок, предназначенных для ремонта крана), следует учитывать требования п. V-4—21 ПУЭ, согласно которому расстояние от троллейных проводников до уровня пола или земли должно быть не менее 3, 5 м или троллейные провода должны быть ограждены.
Расстояние от нижней габаритной точки кабины крана до пола должно быть не менее 2 м или находиться в пределах от 500 до 1000 мм (ст. 246 Правил по кранам). Низко расположенную кабину (от 500 до 1000 мм от уровня пола) имеют, например, мостовые завалочные крапы мартеновских цехов металлургических предприятий. Возможность и условия нахождения людей в зоне работы кранов с низко расположенной кабиной определяются отраслевыми правилами безопасности, а в случае отсутствия их — администрацией предприятия, эксплуатирующего такие краны;
д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне ее действия оборудования должно быть не менее 400 мм (ст. 246 Правил по кранам). При меньшем расстоянии возможны случаи прижатия людей краном к оборудованию во время его обслуживания или ремонта. У кранов с электроталью за нижнюю выступающую часть крана следует принимать корпус электротали;
е) расстояние от выступающих частей кабины управления или кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина перемещается, должно быть не менее 400 мм (ст. 246 Правил по кранам). В тех случаях, когда это расстояние не выдержано, у кабин кранов, находящихся в эксплуатации, должно быть устроено ограждение, не дающее возможности крановщику высунуться за пределы кабины.