Таблица 4.6 Габаритные размеры кранов в зависимости от типа и грузоподъемности
В случае установки в зоне действия мостового крана консольных поворотных кранов их следует рассматривать как оборудование цеха. Расстояние от нижних выступающих частей мостового крана или выступающих частей его кабины до консольных кранов в этом случае должно приниматься не менее 400 мм.
Габариты приближения строений и оборудования, соответствующие Правилам по кранам и государственным стандартам, приведены для опорных мостовых кранов на рис. 4. 6 и для подвесных кранов на рис. 4. 7. Габаритные размеры Н, М, О и h, зависящие от типа кранов и грузоподъемностей, приведены в табл. 4. 6.
При установке на один крановый путь двух или нескольких мостовых кранов различной грузоподъемности пролет крана и рельсы выбираются по крану наибольшей грузоподъемности. Должна быть также обеспечена соосность буферов. Устанавливать на один путь мостовые краны, управляемые из кабины и управляемые с пола, не рекомендуется.
Возможна установка и работа в одном пролете мостовых крюковых кранов и кранов-штабелеров.
Необходимость установки грузоподъемных средств для подъема деталей и узлов при ремонте мостовых кранов определяется проектирующей организацией по согласованию с предприятием,
эксплуатирующим краны. При установке кранов, перемещающихся по наземным рельсовым путям (козловые, башенные, портальные), расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными па высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а па высоте более 2 м — не менее 400 мм ( рис. 4. 8). Эти расстояния должны быть выдержаны на всем протяжении пути и при любом положении поворотной части крана. Токоподводящий кабель при определении расстояния не учитывается.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного кранa, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м (ст 247 Правил по кранам).
В случае установки козлового крана вдоль стены корпуса, в которой имеются ворота для выезда напольного транспорта и выхода людей, ближайший к стене рельс пути рекомендуется прокладывать на расстоянии не менее 6 м от стены.
Рис. 4. 8. Габариты приближения козлового крана (размеры минимально допустимые).
Для железнодорожного крана также должны соблюдаться габариты приближения, установленные для железнодорожного транспорта (ГОСТ 9238—59).
Пересечение путей козловых и башенных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта может допускаться только в отдельных обоснованных случаях; при этом необходимо согласовать с местными органами технадзора мероприятия по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом и конструктивное выполнение пересечения. Последнее не должно влиять на продвижение крана и не должно оказывать динамических воздействий на металлоконструкции его.
Переезд через пути башенных и козловых кранов для автомашин и автопогрузчиков можно предусматривать только в исключительных случаях, когда невозможен объезд путей. Меры безопасности определяются владельцем кранов с учетом интенсивности работы кранов и движения транспорта.
Все механизмы кранов, работающих вне помещений, должны быть защищены от дождя и снега навесом или кожухами. Установка мостовых кранов на открытом воздухе должна специально оговариваться при заказе кранов. При установке мостовых кранов в два или три яруса должны выполняться те же требования, что и при установке кранов в один ярус. При работе таких кранов обычно выполняется следующее дополнительное условие: проезд кранов верхнего яруса над кранами, расположенныминиже, производится только без груза с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение.
Иногда в многоэтажных производственных зданиях с механосборочным производством предусматривается установка кранов, подвесных кран-балок, кранов- штабелеров, консольно-новоротных кранов на каждом этаже. При этом зоны транcпортировки грузов на верхних этажах располагаются над производственными участками нижних этажей, где находятся люди. Такая установка возможна при условии ограничения грузоподъемности применяемых машин и принятия мер, исключающих возможность падения груза и других мер безопасности, имея в виду, что требования ст. 330 Правил по кранам относятся только к кранам, работающим вне помещений (например, башенным) и не предназначенным для постоянного перемещения грузов над перекрытиями, под которыми могут находиться люди.
Разработанные проектирующей организацией меры по безопасной работе кранов в многоэтажных зданиях согласовываются с владельцем кранов; согласовывать их с органом технадзора не требуется.
Возможность расположения в зоне действия кранов помещений, в которых могут находиться люди, рассматривается в каждом отдельном случае с учетом типа крана (башенный, мостовой, козловый и т. п.), типа грузозахватного органа (крюк, магнит, грейфер) и характера производимых работ (строительно-монтажные, перегрузочные. сортировка и разделка скрапа и т. п. ). При этом следует также руководствоваться указаниями, содержащимися в ст. 244, 330 и 346, п. «о» Правил по кранам и СНиП Ш-А. II—70.
Установка кранов, грузовых тележек и передвижных талей над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк в перекрытии допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно над другим (ст. 245 Правил по кранам), т. е. между двух смежных этажей (например, с первого этажа на второй или из подвального на первый и т. п. ). Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1 м со сплошной подшивкой по низу на высоту 100 мм, с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом. Для этих целей могут применяться электрические тали, снабженные механизмом передвижения, или передвижные и поворотные краны, чтобы имелась возможность поднятый груз отвести в сторону.
Для подъема груза между несколькими этажами, например с первого этажа на третий, должен быть установлен грузовой лифт, полностью отвечающий требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 26 января 1971 г.
При установке кранов во взрыво- и пожароопасных помещениях и наружных установках должны быть определены:
а) класс взрывоопасностн помещения или наружных установок (B-I, B-Ia, В-II, B-IIa);
б) категория взрывоопасной смеси (1, 2, 3, 4);
в) группа взрывоопасной смеси (А, Б, Г, Д). Эти данные принимаются по ПУЭ (гл. VI1-3) и техническим указаниям на установку кранов в таких помещениях;
г) класс пожароопасности помещении (П-1, П-11, П-IIa, П-1П) принимается по ПУЭ (гл. VII-4).
Определение класса взрыве- и пожароопасности помещений и наружных установок, а также категории и группы взрывоопасной смеси производится специалистами предприятия — технологами совместно с электриками (ПУЭ-3—22).
В спецификации транспортного оборудования краны во взрывозащищенном ис¬полнении должны специально оговариваться. Пример заполнения графы «Характеристика оборудования». «Кран мостовой электрический взрывозащищенный для помещений класса В-1а, со средой 2Б, грузоподъемностью 10 тс, пролетом 22. 5 м, выcотой подъема 12 м, среднего режима работы, ПВ = 25%». При установке кранов во взрывоопасных помещениях классов В-1, B-la, В-II и B-IIa должны быть предусмотрены галереи и лестницы для эвакуации крановщика из любого места пролета. При установке кранов во взрывоопасных помещениях рекомендуется избегать температурных стыков подкрановых рельсов и подвесных путей.