Декоративные особенности архитектуры часть 13

В интерьерах зданий поливные изразцы широко применялись для облицовки печей. Этими кахлями «зеркала» печей облицовывались сплошь. Несмотря на общую тональность, каждая такая плитка зрительно воспринималась отдельно, благодаря тому, что она имела свой законченный орнаментальный рисунок и являлась как бы отдельным маленьким панно. Печные изразцы располагались в шахматном порядке. В какой-то степени подобная облицовка находилась в композиционной связи с оконными переплетами и стеклами, дверными филенками, а самое главное — с рисунком ковров и рушников, в изобилии украшавших горницы.

Рисунок печных изразцов отличался гораздо большим разнообразием, чем в наружных изразцах. Широко применялся растительный орнамент. Для нанесения рисунка штамп применялся редко, обычно каждый рисунок делался от руки (такой керамикой облицована сохранившаяся печка в одном из зданий Крупицко-Батуринского монастыря). На изразцах изображались также различные птицы, звери и даже жанровые фигурки панов, мещан, крестьян и т. д. в духе народного лубка. Масштаб этих изображений рассчитан на восприятие вблизи и поэтому рисунок мельче, чем в наружных изразцах.

Особое внимание уделялось декорированию фронтонов и куполов, ибо они в немалой степени способствовали выражению традиционной пирамидальной композиции зданий. Фронтонам придавался своеобразный пышный и нарядный облик таким характерным приемом, как устройство «солнц» и пирамид. На возвышающихся точках фронтонов и других частях крыши, особенно на углах, устанавливались на флагштоках кованые из металла или позолоченные изображения дисков солнца с лучами. Таких «солнц» устанавливалось по верху крупных зданий по нескольку десятков. Сами купола нередко украшались изображениями звезд. Пирамиды устраивались в верхних частях фронтонов, обычно на них добавочно устанавливались «солнца» (Никольский собор в Киеве, Пятницкая церковь в Чернигове). Хотя эти пирамиды и не были большими (примерно 1,5X1 м), но их устанавливалось в каждом фронтоне до десятка, что подчеркивало общий пирамидальный строй сооружения.

Лепной декор над порталом бурсы в Переяславе и окном Мгарского собора

Лепной декор над порталом бурсы в Переяславе и окном Мгарского собора (XVIII в.). Рисунки Д. Яблонского

Графический анализ показывает, что многокупольные завершения, а также фронтоны различных размеров и очертаний в большинстве случаев вписываются в равносторонний треугольник (фронтоны и купольное завершение Михайловского собора, брама Заборовского и др.). Подобное пирамидальное построение характерно не только для завершений, но и для зданий в целом, причем такая композиция свойственна даже древним зданиям, подвергшимся реконструкции в XVII—XVIII вв. Главные фасады Михайловского и Софийского соборов (по современным обмерам) очень точно вписываются в такой треугольник.

Это трудно объяснить случайностью. Очевидно, при перестройке этих зданий учитывалось подобное пропорционирование. В реставрации Софийского собора в 30-х годах XVII в. принимал участие итальянский архитектор Октавиано Манчини 1, что в какой-то мере объясняет строгость следования принципу геометрического пропорционирования.

далее

septilos.ru