5.1.1 Канаты

По п. 2 этой таблицы должен приниматься коэффициент запаса прочности канатов, постоянно сохраняющих прямолинейность (ванты, оттяжки). Коэффициент запаса прочности остальных канатов, применяемых в подвеске стрелы, должен приниматься по п. 1 табл. 5.1

Таблица 5.1 Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности канатов

Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности канатов

Проверка каната расчетом должна производиться при проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину. При установке на крач каната взамен изношенного расчет каната с целью определения фактического запаса прочности его может не производиться, если разрывное усилие нового каната не менее указанного в паспорте крана, а запасовна каната соответствует заводской. Сертификат (свидетельство) на новый канат должен храниться вместе с паспортом крана.

схема сдвоенного полиспаста
Рис. 5.2. Схема сдвоенного полиспаста:

с — двукратный полиспаст с верхним расположением уравнительного блока: б — трехкратный полиспаст с нижним расположением уравнительного блока;
1—3 — ветви каната

Закрепление

и соединение стальных канатов

Канаты должны быть закреплены на подъемном механизме или кране надежными способами, предохраняющими их от перетирания, заедания и выдергивания.

К надежным способам крепления относят следующие:

1. Скрепление свободного конца каната с его основной ветвью заплеткой или постановкой зажимов (рис. 5. 3). Образующаяся при этом петля должна выполняться с применением коуша (стальной изогнутой пластинки). Размеры коушей принимаются по ГОСТ 2224—72. На кранах большой грузоподъемности и металлургических применяются литые коуши из чугуна марки СЧ 18—36 по нормалям заводов-изготовителей.

Число проколов каждой прядью при гаплетке каната должно быть не менее указанного в табл. 5. 2. Перед последним проколом следует отрубить половину прядей или у каждой пряди половину проволок. Это необходимо для плавного перехода от утолщенного заплеткой места к основной ветви каната. После выполнения заплетки оставшиеся концы прядей отрубают у самого троса и это место обматывают мягкой проволокой. Заплетка — операция трудоемкая, требующая высокой квалификации исполнителя.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната. Число зажимов для крепления канатов различных диаметров указано в табл. 5. 3.

крепление конца каната

Рисунок 5.3 Крепление конца каната: а — зажимами; б — заплаткой; в — коушем с заливкой; г — опрессовкой; д — клиновым зажимом: 1 — коуш; 2 — зажим

зажим для стального каната

Рисунок 5. 4. Зажим для стального каната

Должны применяться зажим таких конструкций, при которых исключается возможность повреждения или выскальзывания каната. Одна из конструкций такого зажима показана на рис. 5. 4.

Зажим состоит из литой стальной колодки 1 и скобы 2 с гайками 3. При установке зажимов их надо располагать так, чтобы колодка 1 находилась со стороны рабочей ветви каната. Этим обеспечивается наименьшая деформация несущего каната от затяжки зажимов. Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.

Таблица 5.2 Число проколов каната прядями при заплепке

Таблица 5.3 Число зажимов для стальных канатов

2. Крепление клином (см. рис. 5. 3). При этом способе канат вгибается вокруг стального клина, имеющего канавку, а затем вместе с клипом вставляется в плоскую конусную стальную, кованую, штампованную или литую втулку соответствующей формы и размеров. Под действием натяжения каната клин затягивается во втулку и зажимает канат Клиновые зажимы надежны лишь в тех случаях, когда диаметр каната соответствует размерам зажимного устройства, а уклон клина и втулки принимается равным 1:4.

Втулка и клин не должны иметь острых граней, о которые мог бы перетереться закрепленный канат. Применение втулок и клиньев из чугуна не разрешается.
Госгортехнадзор СССР разрешил (письмо № O6—13—17б/8706 от 6 июля 1970 г.) Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения изготовление опытной партии сварных втулок (коушей) для крепления концов каната на кране. Изготовление производится по утвержденным техническим условиям, разработанным ЦКБ «Строймаш.

3. Заливка конца каната легкоплавким сплавом (баббитом, цинком, свинцом) в стальной кованой, штампованной или литой конусной втулке. Применять чугунные конусные втулки не разрешается. Размеры втулок определяются расчетом. Перед заливкой канатов с органическим сердечником последний удаляют, а концы проволок обезжиривают и загибают.
Крепление каната к барабану может выполняться различными способами (рис. 5.5).

Наибольшее распространение имеет крепление, выполненное при помощи накладных планок, количество которых должно быть не менее двух.
Расчет соединения производится из условия работы болтов на растяжение и изгиб с учетом разгружающего действия 1, 5 запасных витков каната на барабане при коэффициенте трения между барабаном, канатом и планкой, равном 0, 16. Запас прочности в болтах принимается равным 2,5 относительно предела текучести материала при равномерном распределении нагрузки между всеми болтами.
Длина свободного конца каната от поседнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой возле нее не разрешается.
Канаты кранов, транспортирующих раславленный или раскаленный металл и жидкий шлак, должны защищаться от действия теплового излучения и брызг металла: брызги металла пережигают проволоки в канате, а от высокой температуры выгорает органический сердечник.

Канаты литейных кранов защищают, устраивая отражательный щит корытообразной формы, укрепляемый снизу траверсы. Кроме того, на нижних блочных обоймах устанавливаются кожухи.
Канаты на кране должны располагаться так. чтобы исключались их задевание за элементы конструкций и возможность спадания с барабанов или блоков. В местах пересечения канатов различных полиспастов (например, грузового и стрелового у башенных кранов) они не должны соприкасаться между собой, так как это может привести к перетиранию каната и обрыву его. Обрив стреловых канатов по этой причине и падение стрелы имели место на ряде башенных кранов ранних выпусков.

На мостовых и других кранах, токоподвод к которым осуществляется троллейными проводами, канаты должны быть защищены от соприкосновения с ними. Для этого между главными балками моста со стороны цехового токоподвода устанавливается тросоотбойник (деревянный шит или решетка, сваренная из уголка, прутка и т. п.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector