Декоративные особенности архитектуры часть 14

Декоративные фронтоны имеют очень сложную форму как по очертаниям, так и по заполнению плоскости фронтона. Эта плоскость обычно членилась вертикальными пилястрами и нишами самой различной формы. Иногда фронтоны по своей композиции были двухъярусными. В ряде случаев внешний их контур оформлялся наподобие гигантских волют, как, например, в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Каждый фронтон этого собора представлял собой композицию из одного большого фронтона и двух меньших, очень умело и хитроумно скомпонованных вместе. Богатейшая лепка этих фронтонов, а также подкупольных барабанов и оконных наличников отличалась поразительной сочностью и уверенностью рисунка. Эти качества орнаментации достигались идеальной техникой горельефной лепки. Благодаря сильному рельефу в условиях южного освещения создавалось контрастное, светотеневое выявление каждой детали орнамента, прекрасно видимой даже на значительном отдалении.

Очень часто в композицию фронтонов вводилась живопись, как правило, тематическая. Эти панно были самых разнообразных и весьма сложных очертаний.

1 Архитектор Октавиано Манчини, родом из Болоньи, оставил свои пометки на книге «Regole generali di architettura di Sebastiano Serlio», хранящейся в библиотеке Краковского национального музея. Из этих пометок, датированных 1637 и 1638 гг., выясняются некоторые данные о Манчини, в частности, о его работе по приглашению Петра Могилы по реставрации Софийского собора. (Rozprawy i sprawozdania museuma Na-rodowego w Krakowie, V, 1958; Maria Krynicka i Marek Wierzbicki. Oktawiano Mancini — architect Piotra Mohili).

Выявленные на конкретных примерах принципы убранства зданий можно суммировать следующим образом.

В архитектуре Левобережья и Поднепровья единичны случаи применения объемной скульптуры. В XVIII в. весьма распространен орнаментально-скульптурный декор в виде барельефной лепки. Распространена монументальная живопись, а также украшение интерьеров парсунной живописью и колтринами.

Как и во всей Европе, в архитектуре Украины также проявилось-влияние ордерности, но главным образом как декоративного приема.

До 30-х годов XVIII в. убранство зданий, довольно сдержанное, выполняется главным образом из кирпича. В последующее время убранство становится более нарядным и выполняется посредством лепки. Украинские зодчие были непревзойденными мастерами лепки как по богатству орнаментальных мотивов, так и по качеству технического исполнения.

Украшения в виде лепки, а также иногда из кирпича применялись в строгом порядке. На Украине почти не встречается сплошного орнаментального покрытия больших целостных плоскостей здания. Декор применяется главным образом в виде оконных наличников, дверных порталовг а также на фронтонах.

Украшению верхних частей зданий — фронтонов и куполов — уделялось особое внимание, эти части зданий оформлялись с исключительным! богатством и нарядностью с таким расчетом, чтобы подчеркнуть пирамидальность общей композиции.

Одной из особенностей декоративного убранства зданий являлось применение цветных керамических плит и розеток в виде отдельных вкраплений.

septilos.ru