Декоративные особенности архитектуры часть 4

Чувство стиля было присуще живописцам-монументалистам XVIII в. и в других случаях. Росписи Троицкого собора в Чернигове выполнены в несколько другой манере, более строгой и уравновешенной, что вполне соответствует ренессансным формам интерьера этого здания. Живопись была обновлена в XIX в., но, вероятно, общий характер первоначальной росписи сохранен. В соборе сохранилось также несколько живописных барочных панно.

1 X о т к е в и ч И. О портретах Богдана Хмельницкого. «Искусство в южной России», № 3—4, 1913.

Редким памятником начала XVIII в., в котором хотя и в плохом состоянии, но все же сохранились первоначальные росписи, является Благовещенский собор в Нежине. Этот собор был просто предназначен для росписи: при больших и никак не обработанных внутренних плоскостях в здании было бы пусто. Именно росписи придали интерьеру здания уют и должный масштаб. Чтобы подчеркнуть роль и значение основателя Густынского монастыря гетмана Самойловича, художник поместил портрет этого фундатора и щедрого покровителя на стене Троицкого собора. Он был изображен в натуральную величину слева от главного входа на уровне глаз зрителя. В настоящее время от портрета сохранились лишь следы (от остальных росписей здания остались также только фрагменты, да и те, видимо, были переписаны в XIX в.). Известны и другие случаи, когда светские особы изображались на стенах храмов. В храме Спаса на Берестове в 1696 г. был написан портрет Мазепы, а в Успенском соборе Киево-Печерской лавры были изображены все гетманы, начиная с Хмельницкого 1

Коллегиум в Чернигове (1700—1702 гг.). Фрагмент фасада

Коллегиум в Чернигове (1700—1702 гг.). Фрагмент фасада

Из разных литературных источников XIX в. известно, что назидательно-символическими росписями на темы античной и библейской мифологии были покрыты стены Киевской академии, Переяславской семинарии, резиденции переяславских архиереев в с. Андрушах, Полтавского архиерейского дома и ряда других зданий.

На Украине существовал и другой прием привлечения живописного искусства для усиления художественной выразительности зданий, а именно их убранство с помощью так называемых колтрин — картин на холсте и кожах, украшавших стены наподобие шпалер1, а также размещение в интерьерах зданий, в том числе в храмах, станковых монументальных портретов (парсун). Этими приемами создавалась характерная национальная специфика интерьера.

Брама Зиборовского в Киеве (XVIII в.).

Брама Зиборовского в Киеве (XVIII в.)

далее

septilos.ru