предпосылки развития архитектуры часть 2

К первой половине XVII в. на Подиепровье и Левобережье происходят большие изменения экономического, политического и культурного характера. Они совершаются под знаком всенародной, освободительной борьбы с национальным и социальным гнетом. Кульминационным периодом этой борьбы, возглавленной Богданом Хмельницким, была середина XVII в.

Польско-литовские магнаты, а позже украинские старшины строили крепости и укрепленные замки-резиденции, опасаясь не только внешних врагов, но и подневольного народа. Они стремились к росту городов, так как сосредоточение населения в городах было выгодно в экономическом отношении; многие города были личной собственностью феодалов и монастырей. Горожане организовывались в цехи, что способствовало специализации труда в различных отраслях, в том числе и в строительной, и тем самым стимулировало рост строительного производства.

Другая часть населения, спасаясь от зверской эксплуатации и национального гнета, уходила в малонаселенные и пустующие южные и юго-восточные районы, и там возникали поселения совсем иного типа. Так создавалось украинское казачество. Его центром была знаменитая Запорожская Сечь, в разное время размещавшаяся в различных местах на нижнем течении Днепра. «В южной Руси заложилось славное Запорожье и дух казачества разлился по всей Украине», — писал Карл Маркс 1.

1 К. Маркс. Стенька Разин. «Молодая Гвардия», 1926, Л°1, стр. 107.

В нашу задачу не входит выяснение социально-политической и экономической роли казачества. Но его дух не мог не сказаться на развитии аркультовом зодчестве, которое именно по этим причинам становилось повсеместным. В культовом зодчестве все более намечается отход от великокняжеских традиций, вырабатываются новые типы, формы и образы, соответствующие духу времени, тем более что фундаторами и покровителями церковного строительства являются не только духовные лица, а главным образом видные деятели освободительного движения в лице казацкой верхушки.

Вплоть до середины XVII в., т. е. до той поры, когда национально-освободительная борьба достигла своей кульминации, происходит своеобразное соревнование двух противоборствующих сил. Польская шляхта пытается с помощью католицизма распространить свое влияние на массы и продвинуться как можно дальше на восток. Иезуитский, доминиканский и францисканский орден устраивают свои кляштры и коллегиумы не только

Крупицко-Батуринский монастырь (XVII—XVIII вв.). Фрагмент рисунка (XVIII в.)

Крупицко-Батуринский монастырь (XVII—XVIII вв.). Фрагмент рисунка (XVIII в.)

Крупицко-Батуринский   монастырь.   Вид   с   северной   стороны.   Рисунок — реконструкция К. Лопял

Крупицко-Батуринский монастырь. Вид с северной стороны. Рисунок — реконструкция К. Лопяло

на Правобережье, но и далеко на Левобережье — в Чернигове, Переяславе и даже Новгород-Северске. В противовес этому далеко на Западе, во Львове — не говоря о Поднепровье — в братских школах уже в XVI в. преподается родной украинский язык. Это был определенный культурный и политический вызов, контрмера против ополячивания. Тот же идейный смысл лежит в основе огромных и дорогостоящих работ по реставрации древних православных храмов в Киеве, которые в первой половине XVII в. осуществлял Петр Могила.

В передовых кругах особое внимание уделяется просветительству и развитию издательской деятельности. В 1570—1583 гг. русский первопечатник Иван Федоров живет и работает на Украине, а в издании украинских книг принимает активное участие другой видный печатник того времени белорус Скорина.

далее

septilos.ru