Заключение часть 2

Нам кажется, что прежние споры о том, какое начало лежит в основе украинского зодчества — освоение извечно бытовавших приемов деревянной архитектуры, переработка наследия величественной архитектуры древнерусского государства или же освоение принципов западной архитектуры — что такая постановка вопроса неправильна, хотя бы потому, что условия исторического развития Правобережной и Левобережной Украины отнюдь не идентичны. Если к этому добавить, что южные земли Украины представляли собой безбрежные степи, а северные — дремучие леса, то станет ясным, что определенные факторы могли в разной степени проявляться в формировании национальных особенностей зодчества различных районов Украины.

Основой национального архитектурного стиля были прежде всего местные, развивающиеся традиции народной культуры во всей ее совокупности, включая материальную культуру, в том числе способы обработки и использования строительных материалов, а также культуру быта, фольклор, народное песенное и музыкальное творчество, литературу, художественное видение мира в целом.

В украинском зодчестве в рассмотренных территориальных и хронологических границах можно проследить некоторые принципы, восходящие к архитектуре древнерусского государства. Несомненны также и некоторые черты зодчества соседних западных стран, подвергшиеся на Украине переработке, согласно местным традициям и навыкам. Однако было бы ошибочным полагать (и рассмотренный материал подтверждает это), что содержание и формы украинской архитектуры могли определяться этими факторами. Народная культура, и зодчество в том числе, не могла жить прошлым пли привнесенным извне, тем более в эпоху, когда национально-освободительная борьба и воссоединение с Россией являлись основой дальнейшего существования украинского народа. Только глубинные местные народные условия могли явиться источником вдохновения при создании образов и форм архитектуры. Было бы недостаточно констатировать взаимосвязь русского и украинского зодчества, как обычное явление во взаимообщении двух соседних народов. В данном случае перед нами процесс более глубокий и органический, он коренится в общем историческом родстве культуры этих народов; нередко на практике это приводило буквально к взаимопроникновению русских и украинских архитектурно-строительных приемов.

Пропорциональный анализ и сопоставление обмерных данных ряда объектов — Изюмского собора, Екатерининской церкви в Чернигове, собора в Даневке, церкви в Сорочиицах, Николаевского собора в Нежине — с обмерами русских памятников выявляет устойчивую традицию определенных соразмерностей, характерных как для украинского, так и русского зодчества. Несмотря на различие внешних форм, основой этой соразмерности является подкупольный квадрат со стороной стандартных размеров: шесть — восемь метров. Квадрат и его диагональ являются масштабным и в то же время структурным модулем. Это соотношение стороны квадрата п его диагонали характерно и для пропорционированпя основных элементов гражданских зданий.

далее

septilos.ru