Фрагмент заглавного листа «Анфологиона», изданного в 1678 г. в Новгород-Северске с изображением зданий Спасского монастыря
В репертуаре народных кукольных театров, так называемых вертепах, нередки антикрепостнические мотивы.
Уже в начале XVIII в. в трактате Феофана Прокоповича «Об искусстве поэзии» была изложена теория сценического искусства того времени.
Большая популярность музыкальной культуры и театра на Украине в XVII—XVIII вв. имеет прямое отношение к устройству и декоративному убранству интерьера культовых зданий — ярусное построение, удобное для размещения молящихся и певчих, композиция алтарной преграды, характер декора и т. д. Напомним, что еще в XI—XII вв. по акустическим соображениям в верхних частях зданий устраивались голосники, т. е. особые резонаторы в виде вмурованных в кладку глиняных сосудов.
Таким образом, главные общественные усилия в XVII—XVIII вв. нацелены па процессы формирования украинской нации в самом широком и всеобъемлющем значении этого понятия. Эти процессы, а также развитие производительных сил повлекли за собой рост строительства и его техническое совершенствование.
Нарядность и богатство орнамента, яркие тона, реализм художественного восприятия — все эти черты, характерные для украинского пластического и изобразительного искусства в целом, находят свое отражение в архитектуре, в четкой ясности центрических зданий, отличающихся изысканностью линий и богатством пластики.
Фрагмент карты Антона Вида (XVI в.). Показаны города: Киев, Чернигов, Новгород-Северск, Стародуб, Ночей, Радогощъ, Гомель, Кричев
В первой трети XVIII в. наряду с развитием экономики, ростом производства и торговых связей происходит дальнейшее классовое расслоение общества. Казацкие верхи постепенно порывают с народной основой; в пределах российской империи усиливается регламентация художественных вкусов. Возрастает значение строительства светских и различного рода специальных зданий, вырабатываются новые типы сооружений, вводится специальное архитектурное образование. Местные традиции монументального зодчества обогащаются и в какой-то мере синтезируются с западноевропейскими и русскими архитектурными приемами.
Основными заказчиками монументального строительства на Левобережье были украинские феодалы в лице казацкой верхушки — гетманов, так называемой генеральной старшины, а также полковников, сотников и т. д. Большое строительство осуществлялось крупным духовенством.
Классовый характер общественных взаимоотношений между казацкой верхушкой, простым казачеством и городским людом очевиден. Но надо помнить и о том, что в этих взаимоотношениях, естественно, не было назнального гнета, а гнет религиозный носил менее ожесточенный характер, чем на захваченном шляхтой Правобережье.
Крепость Кодак на Днепре (1637 г.). Чертеж XVII
Казацкую верхушку и эод до поры до времени объединяла единая цель борьбы против польской яхты. Поэтому на Левобережье национальные традиции в монументном строительстве проявлялись в неизмеримо большей степени. Различие исторических условий, сказавшихся на развитии культуры и кусства Левобережной и Правобережной Украины, с большой силой подчеркнуто в одной из работ Т. Г. Шевченко. В написанной по-русски вести «Прогулка с удовольствием и не без морали» великий поэт-революционер писал:
Что же говорят пытливому потомку эти частые темные могилы на берегах зпра и грандиозные руины дворцов и замков на берегах Днестра? Они говорят о рабстве и свободе. Бедные малосильные Волынь и Подолия! Они охраняли своих пинателей в неприступных замках и роскошных палатах… А моя прекрасная, случая, вольнолюбивая Украина туго начиняла своим вольным и вражьим трупом счислимые огромные курганы. Она своей славы на поталу не давала, ворога пота под ноги топтала и свободная, нерастленпая — умирала. Вот что значат силы и руины» (Шевченко Т. Повна збiрка творiв. т. II, стр. 553. Киiв, 1949).