Надвратные башни Глуховско-Петропавловского монастыря (XVII—XVIII вв.). Рисунок — реконструкция К. Лопяло
Развитием типа обычной оборонной башни являются надвратные сооружения в монастырях-крепостях, сочетающие оборонные, а также культовые функции. В первом ярусе устраивался главный въезд, в верхнем ярусе — церковь или колокольня.
Одним из сооружений подобного рода является надвратная башня-колокольня Новгород-Северского Спасского монастыря (1670 г.). По оригинальности объемно-пространственного решения это сооружение не имеет себе равных на Украине и может стать в один ряд с первоклассными аналогичными сооружениями русской архитектуры, влияние которой здесь чувствуется. Так характер аркатуры второго яруса на внутреннем фасаде напоминает архитектуру некоторых памятников Ростова-Ярославского, например, надвратную церковь Борисоглебского монастыря. Гладь стен и клинчатый узор восьмерика сходны с приемами псковско-новгородской архитектуры. Здесь сказались уходящие в глубь веков общерусские принципы объемно-планового построения башнеобразных сооружений с примыкающими к ним гульбищами и специфическим декором двухъярусной аркатуры открытых галерей. В данном случае эти северорусские истоки особенно естественны и понятны ввиду территориальной близости Новгород-Северска к русским землям.
Главный вход
Немаловажную роль в распространении русских влияний играло также то, что церковь была подчинена московскому патриарху. Архимандриты, епископы и другие духовные лица из России назначались на Украину и наоборот. Они не только переносили с собой архитектурные вкусы, но нередко привозили и строителей. Таким образом, издавна сложившаяся общая основа русско-украинского зодчества продолжала свою дальнейшую эволюцию и выработку специфических национальных черт при весьма активном взаимном обмене мастерами-строителями. Это обстоятельство живо способствовало тому, что некоторые национально-русские черты русского зодчества переносились на Украину (например, расположение барабанов по углам основного куба, характер дверных порталов и оконных наличников, шатровые покрытия и т. д.). В свою очередь такие типично украинские приемы, как центричность зданий, ярковыра-женная ярусыость композиции, большой ордер, грушевидная форма купола и характерный декор, распространялись на многие тысячи верст от украинских земель. Кроме таких известных памятников, как церкви в Зюзипе и Курове под Москвой (конец XVII в.), Меньшикова башня в Москве, построенная Иваном Зарудным в начале XVIII в. и многих других, можно указать на то, что типично украинские формы культовых зданий наблюдаются даже в городах далекой Сибири — Тобольске и Тюмени а также в Псковско-Печерском монастыре (на границе с Эстонией). Особенностью одного из сооружений этого своеобразного комплекса является постановка в один ряд пяти куполов грушевидной формы. Черты украинской архитектуры заметны в постройках XVIII в. Новгородского Юрьевского монастыря (например, северо-западная угловая башня).