Наряду с простейшими схемами подобного рода, одновременно или даже раньше, существовали типы и более усложненные, хотя в принципе от них не отличающиеся. К таким модификациям следует отнести старое здание академии па Подоле в Киеве и здание бурсы в Новгород-Севереке.
История строительства здания знаменитой Киевской академии достаточно известна. Двухэтажное здание, начатое строительством в 1703 г., было перестроено в 1732—1740 гг. по проекту архитектора Шеделя. Существует ряд изображений этого здания, начиная с момента проектирования и кончая обмерными чертежами начала XIX в.1
Здание академии представляло собой вытянутый корпус, в первом и втором этажах которого располагались прилегающие друг к другу довольно обширные аудитории. На дворовом фасаде в обоих этажах были устроены открытые галереи-колоннады (заложенные в XIX в.). Такие Бурса (коллегиум) в Новгород-Северске (XVII в.). После реставрации в 1954—1958 гг. же галереи были сделаны в здании Новгород-Северской бурсы. В обоих случаях здания сохраняли традиционную весьма простую планировочную основу. Устройство галерей было практично в условиях южного климата и одновременно обогащало пластическое решение фасада.
Киевская академия. Макет. Реконструкция Ю. Нельговского и Е. Горбенко. Музей НИИТИ АСиА УССР
Бурса (коллегиум) в Новгород-Северске (XVII в.). После реставрации в 1954—1958 гг
Примером дальнейшей эволюции зданий гражданского назначения являются постройки архитектора Юрасова в Киеве (70-е годы XVIII в.). Известны две его работы: здание бурсы в Софийском заповеднике и дом игумена Выдубецкого монастыря (кроме того, Юрасов реставрировал в Выдубецком монастыре поврежденную восточную часть древнего Михайловского собора).
В этих постройках ничто не напоминает прежние небольшие компактные композиции. Длина Софийской бурсы достигает 80 м. Внутренние помещения расположены здесь по принципу грандиозной анфилады. Этим помещениям снаружи соответствует ритм окон. Но корпус оказался слишком длинным, чтобы ритм мог поддерживаться только проемами и пилястрами, и строитель сделал на главном фасаде два выступа, акцентирующие входы (позже эти выступы были украшены классическими деталями). Следует отметить, что примененная в этом здании крыша с заломом зрительно повышает здание на один этаж и тем самым скрадывает его приземистость.
Органической комбинацией вытянутого корпуса (обеденный зал) с вертикальным объемом (домовая церковь) являются здания монастырских трапезных. Их выразительные композиции построены на сочетании горизонтальных и вертикальных членений.
По своей конструкции трапезные украинских монастырей в подавляющем большинстве бесстолпные, реже одностолпные и двухстолпные. Как правило, они ориентированы по оси восток — запад. Это каноничеcкое требование само собой решало не только планировочную схему здания, но и его местоположение в ансамбле. Обеденный зал обычно примыкает к церкви с западной стороны. Исключение составляет трапезная Фроловского монастыря, примыкающая к церкви под прямым углом, что вызвано условиями рельефа.
Трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII—XVIII вв.). Разрез и план