Более поздняя Малая Софийская церковь развивает черты зальных зданий; несомненно ее родство с рассмотренными выше зданиями трапезных. Тип зальных зданий на Левобережье большого распространения не имел.
Параллельно с зальным типом развивались трехчастные композиции с одной развитой башней-куполом. Одним из ранних трехчастных однокупольных зданий Левобережья является отлично сохранившаяся церковь в Сулимовке, построенная запорожским атаманом Иваном Сулимой в 1629 г. В этот период еще не строили больших культовых зданий сложной объемно-пространственной композиции.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.)
Общественная жизнь тогда не требовала помещении для большого количества людей, как это было позже.
В сулимовской церкви подкуполыюе пространство имеет тенденцию превратиться в поперечный неф, что придает плану здания слегка крестообразный вид. Кроме того, в сулимовском памятнике наметились черты, связанные с последующим развитием монументального зодчества Левобережья. Это — тенденция к развитию граненых, а не круглых форм абсид и барабанов, а также устройство окон удлиненных пропорций относительно высоко расположенных.
Церковь Ильи в Субботове (1656 г.), где был похоронен Богдан Хмельницкий
Зальные и трехчастные трехкупольные здания. Планы и фасады
верхний ряд — церковь в Субботове (XVII в.), Михайловская церковь в Переяславе (XVII в.), Рождественский собор в Стародубе (XVII в.),» Покровский собор в Харькове (XVII в.), Николаевская церковь в Глухове (XVII в.) (реконструкция автора); нижний ряд — церковь Предтечи в Стародубе (XVIII в.), церковь Николы в Путивле (XVIII в.), Воскресенский собор в Сумах (нач. XVIII в.), церковь монастыря в Золотоноше (арх. Григорович-Барский, XVIII в.), церковь в с. Поломки Черниговской обл. (XVIII в.)
Обращает внимание, что в здании церкви в Сулимовке нет декоративного убранства. Наружный объем церкви расчленен только простыми пилястрами. Особенностью здания — является также то, что под ним устроен подвал-склеп. Впоследствии такие подвалы в украинских культовых зданиях устраивались почти повсеместно. Они предназначались как для захоронений, так и в качестве хранилищ ценностей и различных припасов.
Недалеко от Сулимовки до Отечественной войны существовал более поздний памятник в селе Барышевке (XVIII в.), очень интересный во многих отношениях. По объемно-пространственному решению он близок к сулимовской церкви, но был украшен прекрасной лепкой наподобие знаменитой лепки Мгарского собора.
План барышевской церкви имел трехчастыое деление с несколько более выраженным поперечным нефом, чем в сулимовской церкви. Пропорции и членения основных элементов
этих двух зданий почти идентичны. Можно допустить, что сулимовская церковь, как более древняя, послужила образцом для барышевской.
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.