Очень интересна объемно-планировочная схема западной части здания. При входе справа и слева находятся камеры, над которыми устроены хоры, открытые в сторону алтаря и являющиеся своеобразными лоджиями для знатных посетителей храма.
Этот принцип найдет дальнейшее развитие в соборе Густынского монастыря и значительно позже — в Вознесенском Переяславском соборе. Подпружные арки, несущие главный купол, в Николаевском соборе имеют слегка стрельчатую форму, что придает их пропорциям особую стройность.
Наружные плоскости собора обработаны при помощи ниш различной конфигурации — в виде прямоугольников, ромбов и т. д. Этот прием также впоследствии станет традиционным (соборы Густынского, Крупицко-Батуринского и Максаковского монастырей). Следует отметить, что первоначально Николаевский собор был украшен также рельефно выступающими деталями в виде гирек, бусин, полуколонок. Под обвалившейся штукатуркой видны следы этого декора.
Благовещенский собор в Нежине строился под наблюдением известного общественного и духовного деятеля петровского времени Степана Яворского. Здание было посвящено победе Петра I над шведами. Перед смертью Яворский подарил монастырю огромную библиотеку и распорядился в своем завещании в 1722 г. «церковь всю малеванием украсити».
Завещание Яворского было выполнено. Росписи XVIII в. сохранились и сейчас. Известно имя строителя собора.
Это был московский зодчий Григорий Иванович Устинов. Авторство Устинова явствует из его челобитной Петру I от 17 декабря 1705 г.1 В одном из писем Яворский характеризует
Устинова как мастера «подлинно певного и в малярном деле, и в архитектуре искусного».
Композиция здания является необычной и единственной в своем роде. В плане это квадрат с округленными углами. Наружные массы не расчленены, они представляют единый массив, в какой-то мере напоминающий собор Донского монастыря в Москве. Своды собора опираются на четыре столба. В восточной паре столбов устроены лестницы, ведущие в помещения над алтарем, что тоже является необычным. Если в Николаевском соборе ярусной является только западная часть, то здесь ярусы устроены и в западной, и в восточной частях здания. Здание в целом отличается оригинальностью, но оно недостаточно характерно для украинской традиционной архитектуры.
Прекрасным пятикупольным храмом Слобожанщины является Спасский собор в Изюме (1684 г.). По объемно-пространственной композиции это типичный памятник рассматриваемой группы. Здесь хорошо выражены характерные черты: симметрия, пирамидальность, пятикупольность, крестообразность плана, граненность наружных объемов. Это здание позже было изуродовано пристройкой западного притвора и колокольни.
Собор опоясывает аркатура, иллюзорно разделяющая здание на два этажа. Грани собора оформлены на углах полуколонками, которые на середине высоты заканчиваются профилированными базами-гирьками. Такими же удлиненными полуколонками обрамлены оконные проемы. Это декоративное убранство вместе с четырехрядным зубчатым карнизом создает гармоничное решение. Можно предположить, что по традиционному украинскому обычаю здание первоначально имело «опасание», т. с. галерею, опоясывающую здание.