По-видимому, Седневская церковь явилась прототипом однокупольных зданий типа тетраконх. Так, Вознесенская церковь в Коропе (построена атаманом «Генеральной арматы» Петром Юркевичем) и Преображенская церковь в Глухове того же времени являются памятниками-близнецами и по плану напоминают седневскую церковь. Возможно коропский и глуховский памятники строились одним мастером по более раннему седневскому образцу.
План зданий этого типа — правильный тетраконх, но в общем объемном решении апсиды не играют столь значительной роли, как это кажется по плану, ибо они не очень заметны в сопоставлении с мощным центральным объемом. Композиция здания в целом носит явно башенный характер. Это — здания-монументы, рассчитанные прежде всего на восприятие с расстояния. В них мало световых проемов и внутри царит полумрак.
К группе однокупольных памятников, образующих в плане правильный тетраконх, следует отнести церковь в селе Лемеши около Козельца (1761 г.), а также церковь в Диканьке на Полтавщине. Изящно раскрепованные колонны и пилястры украшают диканькский памятник. Отлично прорисована лепка вычурного «елизаветинского» декора. В памятнике чувствуется продуманная пропорциональность классической архитектуры. В сравнении с бесхитростной, мощной, выразительной и своеобразной архитектурой рубежа XVII—XVIII вв. эти памятники вызывают двойственное чувство.
Странно выглядит на фоне украинского пейзажа игривая, придворная архитектура церкви в Диканьке. Ведь Диканька — это родовое имение Кочубея, который сложил свою голову на плахе. Слащавая архитектура диканькского памятника вряд ли соответствует тому времени, когда здесь разыгрался один из трагических эпизодов украинской истории.
Совсем иное впечатление производит маленькая, забытая церковь в селении Новые Млыны, расположенном при слиянии двух рек Украины — Десны и Сейма. На этом месте прежде существовал Новомлынский монастырь, упраздненный в 1776 г. Это здание не имеет никакого декора; его достоинство заключается в простоте и ясности архитектурного образа.
Сходная по тетраконховому плану, но, вероятно, более древняя, церковь сохранилась в селении Максаки на правом берегу Десны, против бывшего Максаковского монастыря. Такой же памятник сохранился в местечке Погар Брянской области, во времена гетманщины относившемся к Стародубскому полку.
Однокупольные здания. Планы и фасады
верхний ряд — церковь Ильи на Подоле в Киеве (XVII в.), церковь в с. Воронеж СУМСКОЙ обл. (XVIII в.), церковь в с. Новые Млыны Черниговской обл. (XVIII в.), церковь в Сед-невс (XVII в.), церковь Николы Притисского в Киеве (XVII в.); нижний ряд — церковь Вознесения в Короле (XVIII в.). церковь в с. Лемеши Черниговской обл. (XVIII в.), церковь Иоанна Богослова в Нежине (XVIII в.), Введенская церковь в Нежине (XVIII в.), церковь Николая
в Козельце (XVIII в.)
Тетраконховая система получила на Украине широкое распространение в силу традиционного стремления украинских зодчих к симметричному построению зданий. Наряду с правильным тетраконхом (церкви в селе Носовка, 1765 г., и селе Рыково, 1772 г., на Черниговщине) появляются некоторые вариации этого плана. По новой схеме созданы отличающиеся исключительной пропорциональной слаженностью два памятника в Нежине — церковь Иоанна Богослова (1752 г.) и Введенская церковь (1778 г.). Первая из них примечательна тем, что стоит на высоком подклете по русскому образцу.