Вознесенская церковь в Коропе (XVIII в.)
Материалы исследования дают возможность прийти к заключению, что в течение рассматриваемого времени в монументальном культовом зодчестве Левобережья и Киева не наблюдалось строгой последовательности в строительстве зданий различных объёмно-пространственных схем — зальных, трехчастных однокупольных и трехкупольных, пятикамерных однокупольных и пятикупольных. Тип зальных зданий был редким; остальные развивались параллельно.
Разнообразие одновременно существующих типов увеличивается еще двумя типами: это столпные здания прямоугольного плана — трехкуполытые и пятикупольные.
Весьма оригинальным, комбинированным типом являются здания кубовидного объема и прямоугольного плана, которые тем не менее, по древней национальной традиции, увенчаны тремя куполами. Это собор в Ромнах (1689 г.), Фроловский собор в Киеве (1732 г.) и Георгиевский собор в селе Дансвке около Козельца (1770 г.).
Древнейший из них Троицкий собор в Ромнах представляет сооружение, объемно-плановая структура которого в принципе отличается от всех вышерассмотрепных памятников. Если в тех зданиях трехкупольное завершение увенчивало сильно расчлененный массив здания, то в данном случае здание представляет собой единый кубовидный объем. В плане он близок к квадрату. Этот массив расчленен простыми пилястрами и двумя рядами удлиненных окон с предельно простым обрамлением.
Крестообразность плана внутреннего пространства выявлена благодаря четырем опорным столбам. Форма и расположение куполов Троицкого собора традиционны. Южный и северный фасады здания увенчаны фронтонами, что в дальнейшем становится излюбленным приемом.
Собор в Ромнах и последующие соборы этого типа являются новым шагом в типологическом развитии монументальной архитектуры.
Типы многокупольных зданий прямоугольного плана
верхний ряд —Троицкий собор в Чернигове (XVII в.), Мгарский собор (XVII в.), » Никольский собор в Киеве (арх. О. Старцев, XVII в.), Братский собор в Киеве (арх. О. Старцев, XVII в.), собор в Ромнах (XVII в.); нижний ряд Крестовоздви-женский собор в Полтаве (XVIII в.), Гамалеевский собор (XVIII в.), Фроловский собор в Киеве (XVIII в.), Георгиевский собор в Даневке (XVIII в.), Троицкий собор
в Глухове (XVIII в.)
В тоже время этот тип в какой-то мере напоминает русские кубовидные храмы XVII в., например собор в Измайлове в Москйе, собор в Рязани и др.
Георгиевский собор в Даневке отличается своим декоративным лепным убранством. Во Фроловском и Роменском соборах отсутствует такое убранство, причем именно на этом построен эффект выразительности простых плоскостей здания и нарядных фронтонов. В Георгиевском соборе фронтонов нет. Нарядность этому зданию придает декоративная лепка, которой украшены барабаны куполов и главный портал.
Новым типом храмов являются многокупольные (обычно пятикупольные) здания прямоугольного плана. Все предшествующие храмы были зданиями центрического типа. Эта центричность была выражена глав¬ным образом расположением куполов. В зданиях рассматриваемого типа купола теряют свое композиционное значение, ибо главенствующее положение занимает горизонтальный корпус самого здания.
Игарский собор. Фрагмент интерьера (1684—1692 гг.)