Соборы и церкви часть 23

Рассмотренные памятники (в наиболее чистом виде этот тип представлен Троицким Черниговским собором) знаменуют собой обращение-к творческой переработке традиций архитектуры XI—XII вв., а с другой стороны, в какой-то мере отражают стилистические черты архитектуры Западной Европы, а именно ее ренессансно-барочное направление.

Весьма примечательно, что зодчие полтавского памятника, который начал строиться, когда были закончены первые два собора, принимая за основу их планировочное решение, решительно отходят от ренессансных приемов и продолжают линию самобытного, местного построения объемов и плоскостей. Таким образом, появление нового типа храмов отнюдь не повлияло на общий процесс развития традиционных приемов, а как раз наоборот: этот новый тип, не успев появиться на украинской земле, стал явно эволюционировать под воздействием местных традиций. Доказательством этому, в еще большей мере, чем полтавский памятник,, является собор Гамалеевского монастыря (1735 г.).

Собор Гамалеевского монастыря (1735 г.). План

В свое время было высказано мнение, что здание было построено все тем же Адамом Зерникау1, однако никаких документов в
подтверждение этого не приводилось (к этому времени его, по-видимому, не было в живых).

Ошибочное мнение о том, что это здание тождественно собору Троицкого Черниговского монастыря было высказано свыше ста лет назад А. Ратшиным 2. Действительно, если сравнить планы этих двух зданий, то сходство Черниговского и Гамалеевского памятников несомненно — это шестистолпные, трехнефные, пятикупольные (вначале в Троицком Черниговском соборе также было пять куполов) здания. Но если обратиться к сравнению объемов и внешнего вида этих зданий, то легко убедиться, что в Гамалеевском памятнике по сути восстановлены прежние крестообразные объемы, ибо угловые приделы на южной и северной стороне сделаны пониженными, как это всегда делалось в крестообразных композициях.

Вид этого памятника зафиксирован в плане монастыря, составленном вскоре после пожара 1795 г. (монастырь горел еще раньше в 1738 г.) 3. Этот чертеж ценен особенно тем, что кроме плана всего ансамбля здесь изображены фасады наиболее значительных зданий. Среди них собор, который не только по объемам, но даже в деталях имеет такой же вид, как и теперь. Переделаны только купола, о чем легко догадаться по их приплюснутой форме и на что есть прямые указания в чертеже.

1 Д о м о н т о в и ч М. Материалы для географии и статистики России. Черниговская губерния. Спб., 1865, стр. 671.
2 Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1852, стр. 19.
3 ЦГИАЛ, фонд 1399, oп. 1, ед. хр. 843.

Зодчий Гамалеевского собора настолько изменил по сравнению с черниговским прототипом композицию наружных плоскостей и объемов, что-невозможно себе представить, чтобы один и тот же автор строил эти столь различные здания. Если для Черниговского и Мгарского памятников характерна горизонтальность членений, то в соборе Гамалеевского монастыря горизонтальных карнизов вообще нет, а имеющиеся по углам выступы, которые даже нельзя назвать пилястрами, настолько они упрощены, подчеркивают как раз вертикальность объемов, что всегда было

далее

septilos.ru