Мы уже говорили, что храмы Стародуба и Глухова имеют общие черты и относятся к одной школе. Это находит свое подтверждение, если сравнить два рассматриваемых стародубских памятника с собором Глуховского Петропавловского монастыря (собор не сохранился). Этот со¬вершенно обойденный в истории украинской архитектуры очень интересныи ансамбль живописно расположен на реке Клевань, примерно на середине пути между Глуховом и Путивлем. Главный Петропавловский собор этого монастыря имел аналогичное со стародубскими памятниками плановое решение: квадратний притвор, восьмигранный главный объем и пятигранную абсиду. Пропорции этих объемов более стройны, чем в Рождественском соборе, но средний точно так же возвышался над остальными. Общими чертами наделены оконные наличники этих зданий, а также характерные зубчатые карнизы.
Собор Петропавловского монастыря был построен в 1695—1696 гг. Согласно «храмозданной грамоте» 1695 г., этот храм сооружен «записным государевым мастером каменного дела паном Матвеем Ефимовичем». В договоре указано, каких размеров должен быть храм (71/2 сажени до купола и 2 сая^ени купола), какая должна быть толщина стен (5 четвертей) и т. п.1
Город Глухов один из древнейших городов Украины, известен еще по летописи XII в., в которой сказано о походе Киевского князя: «Поидоша на Вятичи… также на Мценск, оттуда же идоша на Глухов, ту и сташа».
О памятниках Глухова этого древнего периода ничего не известно. Одним из памятников XVII в. была деревянная церковь Троицы. На ее месте в 1720 г. начали строить новую каменную церковь, которая в недостроенном виде сгорела во время грандиозного пожара в 1748 г. и окончательно была достроена лишь к концу XVIII в. уже с элементами ордерного декора. Первоначально это было трехкуполыное здание, три купола, позже обстроенные массивом здания, можно было наблюдать до разрушения этого интересного памятника в 1963 году.
Известен договор 1720 г. на строительство церкви2. В нем сказано: «…должипа той церкви межи стен 15 сажен трехаршинных; ширина межи стен 7 сажен трехаршинных; вышина от фундамента до свода сажен 9. А чертеж и пропорции як соизволит пан гетман». Судя по дате договора это был Скоропадский. Можно предположить, что такое утверждение чертежа4 гетманом существовало как правило.
Николаевская церковь в Глухове (XVII в.). Фрагмент интерьера
1 Филарет (Г у м и л е в с к и й). Историко-статистическое описание Черниговской епархии, т. III. Чернигов, 1873, стр. 209. Этот же самый Матвей Ефимович несколько ранее, в 1692 г., подписал контракт на постройку церкви Михаила в самом Глухове. В договоре указано, что церковь должна строиться «такого же подобия, как и церковь Николая в Стародубе» (Каманин И. Договоры о сооружении церквей в Малороссии в ХVIII в. Киев, 1904, стр. 12).
2 Филарет (Г у м и л е в с к и й), там же, стр. 276.
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.