Сохранившаяся в Глухове церковь Николая (конец XVII в.) сейчас двухкупольная с колокольней на западном притворе, которая пристроена в XIX в. Это легко установить по кладке и характеру архитектурных деталей. Исследованием установлено, что в западной части здания находится подвал, план которого повторяет очертания восточной абсиды. Совершенно очевидно, что здание первоначально было трехкупольным: в центре возвышался главный объем, а с востока и запада к нему примыкали более низкие граненые объемы.
Этот памятник отличается грациозностью, изысканными пропорциями и стройным силуэтом. Углы здания оформлены такими же пилястрами, как в Стародубском Рождественском соборе. Исключительный интерес представляет интерьер. Переход к куполу выполнен здесь без обычных парусов.
Формы постепенно переходят одна в другую, чем создается цельность внутреннего пространства — прием заимствованный от деревянного зодчества.
Влияние традиций деревянной архитектуры наблюдается и в более позднем памятнике такого же типа — церкви Николая в Путивле, 1737 г. (так называемый Никола Каменный). Эта церковь примечательна также тем, что она является двухэтажной. Как известно, в русской архитектуре этот прием был более распространен. На Левобережье двухэтажных церквей сохранилось всего четыре: Никола Каменный в Путивле, Воскресенский собор в Сумах, церковь в с. Воронеж Сумской области и Покровский собор в Харькове.
К типу трехкупольных зданий относится не изученная до сих пор церковь в селе Полонки Черниговской области, возвышающаяся на берегу реки Удая. Судя по деталям, этот интересный памятник можно отнести к 40—50-м годам XVIII в. План здания симметричен относительно пересекающихся осей.
Аналогичные трехкамерные, трехкупольные храмы с различными вариациями строились и в других местах Левобережья, но большинство их не сохранилось (Николаевская церковь в Харькове, 1770 г., собор Хорошевского монастыря, 1759 г., Покровская церковь в Сумах, 1783 г., собор Змиевского казачьего монастыря, 1766 г.; Воскресенская церковь в Славянске, 1775 и др.).
Двухэтажный трехкамерный Воскресенский собор в Сумах (1703 г.) не похож ни на один памятник украинской архитектуры.
Церковь в с. Полонки Черниговской обл. (XVIII в.)
Воскресенский собор в Сумах (1702 г.)
По-видимому,он строился русским мастером, о чем свидетельствует характерная композиция объемов (восьмерик на четверике), свойственная русским памятникам. Оконные наличники также типичны для русской архитектуры, а углы здания оформлены пучками декоративных полуколонок, каких нет ни в одном памятнике украинской архитектуры, но которые широко применялись в русской.
Оригинальным произведением, стоящим на грани двух периодов истории украинского зодчества, является трехкамерная однокупольная церковь в селе Воронеж (1781 г.). Местечко Воронеж в свое время представляло собой довольно крупный торговый центр.
Церковь украшена снаружи алебастровой барельефной скульптурой, что совершенно необычно для православных храмов. Можно предположить, что здание было построено каким-либо западным мастером (в окрестностях местечка примерно в это время была поселена колония переселенцев из Германии). Однако можно высказать и другое предположение. Фронтоны этой церкви напоминают фронтоны многих построек Григоровича-Барского и, в частности, фронтоны собора Золотоношского монастыря. Возможно, воронежский памятник строил этот архитектор или его последователи.
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.