Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что построенные Григоровичем-Барским здания — Покровская церковь, церковь Николы Набережного, колокольня Кирилловского монастыря и Константино-Еленинская трапезная — все в Киеве, а также Золотоношскин собор, в структурном и композиционном отношении произведения очень различные. Руку мастера можно узнать только по характеру деталей. Чувствуется, что это был зодчий переходного времени, когда происходило постепенное развитие новых стилистических форм на классической основе. Несомненно, этот выдающийся зодчий был хорошо знаком с современной петербургской архитектурой, в частности, с творчеством Растрелли. Об этом свидетельствует, например, архитектура Покровской церкви в Киеве (1755 г.) с ее характерным объемным построением и сочными деталями.
Собор и трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII—XVIII вв.)
При всем этом в произведениях зодчего всегда чувствуется нечто свое, местное, национальное — в крестообразности плана, расположении и форме куполов, характере декора.
Более отдаленным напоминанием сходных приемов является никем до сих пор не изучавшаяся, но вполне этого заслуживающая церковь Николая в Козельце (середина XVIII в.). Своеобразие этого однокупольного здания заключается в том, что снаружи оно производит впечатление двухэтажного гражданского сооружения. Оконные наличники — излюбленной Григоровичем-Барским характерной формы. Не исключено, что здание строилось этим зодчим или его учениками.
Совершенно самостоятельную группу составляют памятники крестообразного плана. Эти здания можно назвать пятикамерными, считая камерами четыре выступающие части и подкупольное пространство. В ряде случаев между ветвями креста пристроено еще по одной небольшой камере, и горизонтальная проекция такого здания будет девятикамерной.
Генетическая связь планов пятикамерных и трехкамерных храмов заключается в том, что если два трехкамерных плана наложить один на другой так, чтобы их оси были перпендикулярны, то получится крестообразный пятика-мерный тип.
Эти типы храмов по размерам и по форме наследуют с древности бытовавшую на Украине структурную ячейку — деревянную клеть-сруб.
Эти симметричные центрические композиции называют тетраконхами. Как известно, такой тип зданий является древним и распространен в Армении и Грузии.
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.
Здания с крестообразным планом на Украине были особенно излюбленными. Здесь сказалось тяготение к созданию симметричных композиций с равноценными фасадами. Украинские зодчие предпочитали ставить здания на
открытых, хорошо обозреваемых участках, что требовало одинаковой вы-разительности всех частей здания. Отличительной особенностью зодчества этой поры является одновременное развитие и сосуществование различных типов храмов. И все же, если рассмотренные выши памятники характеризуют процесс сложения национальных особенностей зодчества, то данная группа представляет собой итог этого процесса.
План церкви в с. Лютенки Полтавской обл. (XVII в.)