Каков же был запас прочности в сооружениях этого времени? Нами была предпринята попытка дать ответ на этот вопрос, для чего был выбран Георгиевский собор Выдубецкого монастыря, по которому имелись обмерные чертежи, а само здание находилось в процессе реставрации и было доступно для исследования. Инженерный расчет на определение прочности кирпичной кладки этого здания показал, что он равен 3-кратному в сечении по подошве внутреннего столба-пилона и 13-кратному в нижних частях барабана центрального купола (расчеты инж. Б. Петрова).
Переход от четверика к цилиндру или восьмерику решался с помощью паруса. Больше всего применялись паруса сферические, а также ступенчато-ярусные или же их комбинации.
Кроме парусов, украинские зодчие прибегали и к более простому приему: они постепенно суживали подкупольный объем, уменьшая его размеры, и на заданной высоте придавали ему форму восьмерика или цилиндра, обходясь без переходных конструкций. В интерьере этот переход выглядит наподобие срезанного поверху сомкнутого свода, как, например, в Николаевской церкви в Глухове, соборе в Прилуках, Гамалеевском соборе и Фроловском соборе в Киеве.
Не только в конструктивных приемах, но и в общей композиции одно-, трех-, и пятикупольыых каменных церквей явно различимы приемы, заимствованные из аналогичных и более древних по происхождению деревянных сооружений. Основой в том и другом случае является пространственная ячейка, идущая от деревянного сруба. На Левобережье и Поднепровье преобладал восьмиугольный сруб как более выгодный в конструктивном и планировочном отношении 1. Граненые формы выступающих частей каменных церквей соответствовали этому виду сруба, что стало определенной традицией.
1 Ю р ч е н к о П. Дерев’янпе зодчество Украiни. Киiв, 1949, стр. 27.
2 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архимандритом Павлом Алеппским, вып. IV. М., 1897, стр. 189.
Любопытно, что в описаниях деревянных церквей Левобережья Павлом Алеппским мы узнаем много характерных черт, перешедших в архитектуру каменных церквей. Так, например, Павел Алеппский отмечает, что деревянная церковь Успения в Переяславе (давно не существующая) имеет крестообразный план и пять куполов, каждый ее неф отделен большой аркой, в западном нефе устроены двухэтажные хоры2. Такая структурная
характеристика вполне может быть отнесена, например, к каменному Троицкому собору в Густыни, построенному на три десятилетия позже.
Екатерининская церковь в Чернигове (1715 г.). Аксонометрический разрез
Интересно, что в украинском пятиглавии центральный барабан и особенно боковые не представляют собой правильной геометрической формы. Главный барабан бывает овальным или в виде четырехугольника со срезанными углами и слегка выпуклыми сторонами, а боковые — в виде овала чечевицеобразной формы.