Введение часть 3

Антонович отрицает национальную самобытность украинской архитектуры. По его утверждению, Украина лишь с запозданием воспроизводила европейские архитектурные стили — готику, ренессанс, барокко, рококо и т. д. Вопреки очевидным фактам, автор отрицает какую бы то ни было связь украинского зодчества с русским. Столь же бездоказательно Антонович утверждает, что наиболее значительные памятники созданы на Украине немецкими и итальянскими зодчими.

Аналогичные утверждения изложены Антоновичем и в другой его книге, посвященной немецкому влиянию на украинское искусство. Откровенная предвзятость, упрощенное представление о западных влияниях, как единственной движущей силе развития украинского искусства и зодчества, по существу ставят эту книгу вне науки 1.

IAntonowytsch D. «Deutsche Einflusse aud die Ukrainische Kunsb. Leipzig, 1942.

Следует добавить, что все зарубежные работы рассматривают украинскую архитектуру только как разновидность пластического искусства. В них отсутствуют сведения о градостроительстве, принципах планировки, способах возведения зданий и т. д.

Таким образом, до 30—40-х годов систематической научной разработки; вопросов истории украинской архитектуры в сущности не было. Авторы обычно оперировали весьма ограниченными фактическими данными, а их концепция во многих случаях отличалась ограниченностью и предвзятостью. В особенности недооценивались народные истоки и традиции украинского зодчества, а также влияние русской архитектуры. Только в последнее время появились работы, отчасти восполняющие этот пробел. Однако полного освещения истории архитектуры Левобережной и По-днепровской Украины мы до сих пор не имеем.

Настоящая работа написана по материалам, значительная часть которых собрана автором за годы его работы в Институте теории и истории архитектуры и строительной техники АСиА УССР в 1951 — 1960 гг. (в настоящее время киевский Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры Госкомитета гражданского строительства и архитектуры при Госстрое СССР). Научным консультантом данной работы был академик Игорь Эммануилович Грабарь.

Автор выражает сердечную благодарность научным организациям и лицам, оказавшим ему помощь представлением необходимого материала: киевскому Научно-исследовательскому институту истории, теории и перспективных проблем архитектуры, Центральным республиканским научно-реставрационным мастерским, отделу архитектурно-строительного контроля Госстроя УССР, Государственному Софийскому заповеднику в Киеве; искусствоведам С. Таранушенко и П. Мусиенко, консультировавшим автора по ряду вопросов и представившим некоторые материалы; архитекторам Ю. Асееву, Г. Гикало, Г. Логвину, Е. Ляпуновой, Ю. Нельговскому и А. Сухоруковой, помогавшим автору в обмерных работах на местах, а также архитекторам И. Ткачикову и К. Лопяло, принявшим; на себя труд изготовления ряда чертежей.

septilos.ru