Заключение часть 1

Хотя 42-миллионный украинский народ довольно затруднительно отнести к народам «малым», но в известной мере и он относился к тем народам, об архитектуре которых почти ничего не говорилось даже в специальных трудах. В специальной литературе по искусству европейских народов, как правило, об украинской архитектуре никаких сведений не содержится.

Украинский народ, как и другие народы Европы, имел в прошлом свою оригинальную, высокоразвитую национальную архитектуру. Отошло время, когда делались необоснованные попытки перенесения в современную строительную практику архитектурных форм прошлого. Но это отнюдь не умаляет значения архитектурного наследия украинского народа и нашего уважения к нему.

Национальная специфика украинского зодчества прежде всего отчетливо выступает в характере населенных мест. Украинский народ предпочитал устраивать города и села свободно, живописно, мастерски используя природные данные и избегая скученности. На землях Украины столетиями продолжались кровопролитные, ожесточенные войны; поэтому в планировке населенных мест требования обороны учитывались самым тщательным образом, а оборонительные сооружения, к которым относились также монастыри и даже отдельные церкви, придавали специфический облик не только городам, но даже и крупным поселениям сельского типа.

Свободная планировка населенных мест, наличие обширных незатесненных пространств, на которых обычно в значительном удалении от рядовой застройки возводились крупные общественные здания или усадьбы казацкой верхушки — все это само собой определяло объёмно-пространственные особенности подобных сооружений. На Украине преобладал тип центрической композиции культовых зданий крестообразного плана, рассчитанных на обозрение со всех сторон. Центрическая симметрия объемов подчеркивалась пирамидальной группировкой фронтонов и куполов с характерными грушевидными очертаниями.

Народные мастера проявили исключительное умение, фантазию и творческую изобретательность в декоративном, обычно лепном, убранстве зданий. Богатейшей лепкой покрывались порталы и обрамления оконных проемов, фронтоны и подкупольиые барабаны. Эта лепка реалистически, а иногда и стилизованно изображала растительные мотивы нередко местного происхождения. Во многих случаях лепка дополнялась настенной живописью, геральдическими изображениями, цветной керамикой и коваными украшениями из цветных металлов. Все это вместе взятое создавало исключительную нарядную живописность архитектурных произведений; наиболее значительные из них создавались как памятники-монументы, символизирующие национальное самоутверждение, победу в национально-освободительной борьбе, воссоединение с братским русским народом.

Психический склад украинского народа обусловил создание характерных для него образов и форм архитектуры — живописных, нарядных, жизнеутверждающих. Свойственная народу особенность художественного восприятия проявилась во всех видах пластических и изобразительных искусств. Именно народные истоки являются той базой, на которой создавались типы зданий, их объемно-пространственная композиция, декор и цветовое решение.

далее

septilos.ru