Беседа пятнадцатая. Продолжение 11

Автоматическая система регулирования скорости

Л. — Совершенно верно. А теперь для завершения нашей темы мне хотелось немного рассказать тебе об автоматической системе регулирования скорости, т. е. о том, как заставить двигатель покорно выдерживать заданную скорость и по нашему желанию изменять ее.

Н. — Ну, это совсем несложно. Я полагаю, что в этом случае ты воспользуешься синхронным двигателем, который будешь питать переменным напряжением строго заданной частоты, разве не так?

Л. — Действительно, в некоторых случаях используют такое решение. Но иногда бывает трудно сделать широкополотный усилитель и генератор переменной частоты, способны давать достаточную мощность для приведения в действие большого двигателя. Обычно предпочтение отдают двигателю постоянного тока, снабженному датчиком скорости, например тахметрическим генератором.

Н. — А что будет делать здесь эта система демпфирована

Л. — Тахометрический генератор может служить для демофирования в системе автоматического регулирования положением

постоянная-скорость-вращени

Рис. 147. Для поддержания постоянства скорости вращения двигателя на вход управляющего им усилителя подают разности между стабильным управляющим напряжением е0 и пропорциональным скорости напряжением и, которое выдает спаренных с двигателем тахометрический генератор

как, например, для вращения антенны твоего друга но его можно использовать и иначе (рис. 147). Вырабатывамое им напряжение и сравнивается с фиксированным управляющим напряжением е0; разность этих напряжений е0 — и подается на вход усилителя, выходное напряжение которого управляется двигателем. При снижении скорости двигателя управляющее им напряжение повысится, что позволит двигателю справиться с тормозящим усилием. Таким образом осуществляется автоматическая система управления скоростью.

Для управления скоростью двигателя широко используют управляющие системы на тиратронах, о которых я тебе уж говорил; в этом случае скорость двигателя заставляют воздействовать на фазу зажигания тиратрона. Такие системы получили наибольшее распространение на заводах для управления электродвигателем различных станков: они позволяют заставить громадный двигатель вращаться медленно, но с большим крутящим моментом или наоборот с большой, но всегда строго заданной скоростью.

Н. — Я внимательно слушал твои объяснения, но теперь мне кажется, что моя способность восприятия или, как ты говоришь, моя форма резко ухудшается. Я полагаю, что лучше перенести продолжение нашей беседы на другой день.

septilos.ru