Сокол» представляет собой стальную болванку квадратного (рис. 9. 5) или круглого (рис. 9. 6) сечения, подвешиваемую на крюк крана для забивки и выбивки клиньев, штампов и бойков на молотах, а также при ремонтах кузнечно-молотового и прессового оборудования.
Рисунок 9. 5. Схема подвески «сокола» для забивки и выбивки клиньев на молотах и при ремонтных работах:
1— крюк крана; 2 — цепи
Удары по клипу производятся путем раскачки «сокола». «Сокол» изготовляется по нормализованному чертежу, согласованному с цехом, где производится работа, отделами главного механика, главного металлурга и техника безопасности.
На эксплуатацию «сокола» составляется специальная, утвержденная главным инженером предприятия инструкция, определяющая состав бригады, последовательность и меры безопасного выполнения работ. Такая инструкция, согласованная с техническим инспектором профсоюза имеется, например, на Уралмашзаводе (инструкция № 72).
Рисунок 9.6. Схема подвески «сокола» для забивки и выбивки клиньев крепления бойков на прессах и при ремонтных работах:
1 — крюк крана; 2 — цепи
«Сокол» изготовляется из стали 50 с последующей нормализацией и отпуском. Бьющаяся поверхность выполняется плоской или с радиусом сферы до 500 мм. Подвеска «сокола» должна выполняться надежно. Назначается повышенный запас прочности канатов и цепей. К работе допускаются рабочие, обученные и аттестованные как стропальщики, хорошо знающие порядок безопасной работы с «соколом».
«Клин-баба» применяется на кранах-экскаваторах для производства работ по разрыхлению грунта, сносу старых строений и т. п. После каждого применения «клин-бабы» необходимо производить тщательный осмотр стрелы, элементов ее подвески, а также всех креплений.
Рекомендуется для этих целей использовать экскаваторы, не предназначенные для работы с крюком.
При подвешивании на кран мостового типа вибробункеров или других приспособлений, являющихся источником вибрации, величина амплитуды колебаний пола кабины, органов управления, а также металлоконстркций крана не должна превышать 0, 007 мм при частоте 50 Гц и продолжительности воздействия более 15% рабочего времени.
Возможность применения тары с электровибраторами на башенных кранах определяется организацией, запроектировавшей краны (по кранам серии КБ—ВНИИ
Стройдормаш; по кранам серии МСК — ЦКБ Главстроймеханизации Минмонтажспецстроя СССР). Обычно на мостовых, козловых и других кранах, используемых для работы с вибротарой, устанавливаются виброгаситель.