Краны, работающие па скоростях более 50 м/мин, должны оборудоваться кабинами для крановщика. Устройство и размеры их регламентированы Правилами по кранам и государственными стандартами.
Различают открытые и закрытые кабины; применение последних обязательно для крапов, работающих на открытом воздухе. Конструкция таких кабин должна исключать попадание атмосферных осадков внутрь кабины. У кабин вновь изготовляемых кранов, кроме того должен быть обеспечен надлежащей температурный режим и обмен воздуха. Закрытыми кабинами оборудуются также краны, устанавливаемые в горячих химических и других цехах, в которых имеет место выделение пыли и вредных газов. Оборудование их производится по нормам Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР. В остальных случаях могут применяться открытые кабины.
Открытые кабины снабжаются сплошным ограждением на высоту не менее 1 м от пола кабины.
Сплошное ограждение кабины однобалочных и подвесных кранов, если кабина предназначена для работы сидя, может быть выполнено на высоту 0, 7 м.
Материал ограждения кабины не регламентирован; обычно для этих целей применяется листовая сталь. Для ограждения световых проемов кабины, а также самой кабины может применяться стекло по ГОСТ 8435—57 (стекло безосколочное трехслойное на бутофольной прокладке). На стреловых самоходных кранах для этой цели допускается применять также стекло по ГОСТ 5727—57 (стекло плоское безопасное «сталинит»). Стекло по ГОСТ 8435—57 при ударе не распадается на куски, но может давать сеть трещин. Стекло по ГОСТ 5727—57 при разрушении распадается на нережущие осколки определенного размера (не более 32 мм, площадью не более 100 мм2). Падение с большой высоты значительного количества осколков опасно для находящихся внизу людей. Вследствие этого «сталинит» не разрешается применять для остекления кабин башенных, портальных и других кранов с высоко расположенными кабинами.
Если ограждение кабины стеклом начинается от пола, необходимо применение дополнительного ограждения высотой 1 м из металлической решетки. Решетка должна выдержать вес крановщика, если не исключена возможность встать на нее. В остекленных кабинах должна быть предусмотрена возможность протирки стекол с двух сторон вручную или механическим путем. Для этой цели устраивается необходимое количество фрамуг, снабженных замками для удержания их как в закрытом, так и в открытом состоянии при работе крана. В остеклении кабин кранов, работающих на открытом воздухе, устанавливаются солнцезащитные щитки.
Потолок должен устраиваться в закрытых кабинах. В открытых кабинах наличие потолка не обязательно. На кранах мостового типа в потолке закрытых кабин устраивается люк размером не менее 500Х Х500 для выхода на настил моста. Через закрытую крышку пока в кабину не должны проникать дождь и снег.
Пол в кабине электрических кранов должен выполняться из дерева или других неметаллических материалов, исключающих скольжение, и на рабочем месте крановщика и в местах обслуживания электрооборудования застилаться стандартными резиновыми диэлектрическими ковриками. Устраивать в полу люки для входа в кабину не разрешается.
Дверь для входа в кабину может быть распашной или раздвижной. Распашная дверь должна открываться внутрь кабины, за исключением стреловых самоходных кранов, а также при наличии перед входом в кабину тамбура или площадки с соответствующим ограждением. С внутренней стороны двери должно быть предусмотрено устройство (крючок, щеколда и т. п. ) для фиксирования ее во время работы крана. У кранов, работающих вне помещения дверь, кроме того, должна снабжаться встроенным или висячим замком.
Размеры кабины для отдельных типов кранов (башенные, стреловые самоходные, мостовые) регламентированы государственными стандартами. Если для данного типа крана в стандарте отсутствуют указания о размерах кабины или изготовляется нестандартный кран, то размеры должны назначаться с учетом следующего. Б кабине должно быть предусмотрено место для крановщика и стажера и обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию. Высота кабины (расстояние от пола до любой выступающей точки на потолке) не менее 1, 8 м. Исключение от этих требований допущено для стреловых (самоходных и прицепных), однобалочных и подвесных кранов. Кабины этих кранов могут рассчитываться на нахождение в них одного крановщика (без стажера), а высота уменьшена до 1, 5 м, если работа предусмотрена только сидя.
Рисунок 5.20. Кабина мостового крана: а — закрытого типа; б — открытого типа
Во вновь выпускаемых кранах должна быть предусмотрена возможность работы сидя. Для этого кабина оборудуется стационарным сидением (регулируемым по высоте и в горизонтальной плоскости) для крановщика с соответствующим расположением аппаратов управления. В необходимых случаях для увеличения обзора сидение крановщика с пультом управления или кабина в целом должны выполняться поворотными. Выбор места расположения кабины при проектировании крана должен производиться также c учетом необходимости обеспечения максимального обзора из кабины и возможности наблюдения за зацепкой груза и перемещением его в течение полного цикла работы крана. Исключение, вызванное спецификой применения, допущено для башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов. При подаче груза на верхние этажи строящегося здания башенным краном, при опускании грузов в трюм корабля портальным краном и т. п. крановщик не может из кабины видеть груз и работает по сигналам стропальщика.
В кранах мостовою типа кабина может быть подвешена к металлоконструкции моста (с противоположной стороны от главных троллейных проводов) или к грузовой тележке. В последнем случае выход из кабины на мост крана должен осуществляться через настил тележки или по наружной огражденной лестнице.
Вход в кабину башенных, портальных и других кранов не должен преграждаться механизмами, канатами и другими устройствами. Пропускать через кабину крана грузовые и стреловые канаты, а также располагать в кабине барабаны для навивки канатов не разрешается. О требованиях к кабинам башенных и стреловых самоходных кранов см. также 3.3.
На рис 5. 20, а и б изображены кабины закрытого и открытого типа современных мостовых металлургических кранов конструкции завода «Сибтяжмаш». Кабина закрытого типа имеет металлический сварной каркас I и внутреннюю обшивку 2 из декоративного пластика. Между внутренней и наружной стенками кабины положен теплоизоляционный слой 3 из стеклопластика. Пол кабины из досок 6 покрыт линолеумом 5 и снабжен изоляционным слоем 7. В окна кабины вставлены рамы 4, имеющие двойное остекление из безопасного стекла толщиной 5 мм. При работе крана в условиях высоких температур кабина оборудуется кондиционером. Входят в кабину с посадочной площадки через площадку 8, выходят на кран по лестнице 9 через люк 10, предусмотренный в площадке главной балки моста.
Кабина открытого типа более проста по конструкции и не имеет теплоизоляции. Из кабины обеспечен достаточный обзор при работе сидя.
Навесная кабина современных башенных кранов в обычном исполнении имеет высоту 2305 мм, длину 1900 мм, ширину 135 мм, площадь пола 193 м2 и площадь остекления 3, 8 м2. Кабины изготовляются в обычном и северном исполнении.
Кузов кабины состоит из металлического сварного каркаса, обшитого снаружи металлическим листом, а изнутри фанерой. Спереди к кузову прикреплен металлический фонарь, имеющий в сечении трапециевидную форму. Передняя, боковые и верхние грани фонаря имеют остекление из трехслойного безосколочного стекла на бутафольной прокладке, вставленного в специальный резиновый профиль. Верхнее переднее стекло фонаря может открываться вверх с фиксацией в различном положении и снабжено ручными снегоочистителями. Между наружной и внутренней оболочками кабины предусмотрена воздушная прослойка, которая для кабин в северном исполнении заполняется теплоизоляционным материалом. Дверь имеет размер 715Х Х1870 мм и открывается во внутрь кабины. В двери имеются глухое окно и фалевый замок к ручками.
Пол кабины выполняется либо из двух слоев толстой фанеры, либо из досок и фанерной обшивки. На полу закреплены направляющие полозки кресла, которое может перемещаться по ним вдоль оси кабины на 600 мм. Оно может поворачиваться вокруг оси и регулироваться по высоте.
Внутри кабины расположены командо-контроллеры управления механизмами крана, щиток освещения, указатель вылета стрелы и грузоподъемности, измерительный пульт анемометра, аварийный выключатель, печка, вентилятор и сигнальные лампы. Кабина выполнена навесной и закрепляется на проушинах на внешней поверхности башни вблизи от шарнира стрелы.
Кабина автомобильного крана с расположенными в ней аппаратами управления и приборами показана на рис. 5. 21.
Рисунок 5.21. Кабина автомобильного крана:
1— педаль сцепления; 2 —педаль акселератора; 3—рычаг с валом управления реверсом; 4—рычаг включения грузовой лебедки; 5 —рычаг включения стреловой лебедки и механизма поворота; в — коврик; 7— снегоочиститель; 8—блок сигнализации АСОН; 9 — ОГП-1-БР; 10 — СКМ-3; 11 — вентилятор