Ходовые колеса кранов, работающих на рельсовых путях, и их грузовых тележек различают но форме обода колеса и по числу реборд (боковых выступов). По форме обода колеса подразделяются на цилиндрические и конические, по числу реборд — на одноребордные, двухребордиые и безребордные.
Колеса, соединенные с механизмом передвижения крана или тележки, называются приводными, остальные — ведомыми. Приводными обычно выполняется половина всех колес крана.
Колеса с коническим ободом находят применение в кранах, передвигающихся по криволинейным участкам пути, а также в качестве ведущих колес мостовых кранов с центральным приводом. В этом случае следует применять подкрановые рельсы типа КР и Р, имеющие скругленную головку. При применении колес с коническим ободом уменьшается сопротивление передвижению мостового крана по рельсовым путям, легче происходит выравнивание возникающих перекосов крана. Уклон конической ходовой поверхности колеса принимается равным 1: 20.
Ширина поверхности катания двухребордного колеса крана принимается более ширины головки рельса на 30—10 мм, а для колес крановых тележек —на 15—20 мм, чем обеспечивается нормальная проходимость кранов и их тележек при недостаточно точно уложенных рельсах. Диаметры и другие основные размеры крановых колес принимаются по ГОСТ 3569—60. Конструкция колес не стандартизирована.
Для уменьшения износа реборд колес вследствие перекосов крана, а также для предотвращения проскальзывания разница в диаметрах колес должна быть минимальной (см. 3—9). Крановые колеса устанавливаются на подшипниках качения (шариковых или роликовых), на неподвижной оси или на валах, размещенных в буксах, прикрепленных болтами к конструкции опорных узлов крана.
При наличии на кране восьми и более колес они могут быть попарно или более собраны в тележку, шарнирно присоединяемую к ходовой раме или другой опорной конструкции крана для равномерного распределения нагрузки по всем колесам.
В зависимости от типа крана, ширины колеи пути и расположения пути применяются одноребордные и двухребордные колеса. Одноребордные колеса разрешается применять только в следующих случаях:
При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.
Применение безребордных колес допускается на мостовых кранах и передвижных консольных при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов. Такими устройствами являются боковые направляющие ролики, устанавливаемые с двух сторон балансирной крановой тележки на специальных приливах корпуса тележки. Эти ролики, смонтированные на подшипниках качения, выполняют ту же роль, что и реборда, но с меньшей потерей на трение.
Колеса изготовляются штампованными или литыми из стали марок 65Г и 75 по ГОСТ 1050—50 или марки 65Л по ГОСТ 6362—59. В качестве термической обработки применяется сорбитизация обода ходовых колес диаметром свыше 600 мм до твердости дорожек катания и реборд в пределах 300—350 НВ с плавным переходом к незакаленному слою па глубину до 30 мм, а также объемная закалка колес диаметром до 600 мм до твердости 280—350 НВ. Нагрев ходовых колес производится в печи с выдвижным подом, сорбитизация — на специальной установке.
По данным Макеевского завода им. С. М. Кирова, сорбитизация крановых колес, изготовленных из сталей марок 65Г и 65JI, позволила увеличить стойкость и уменьшить расход колес почти в три раза. Изношенные ходовые колеса могут восстанавливаться электродуговой наплавкой наплавочной проволокой ПН-ЗОХГСА аппаратами А-284. Изношенные колеса подвергаются 3—5-кратному восстановлению.
При замене ходовых колес мостовых кранов необходимо поднять концевую балку на определенную высоту (20—30 мм) с помощью винтовых или гидравлических домкратов. Последние требуют меньше времени для выполнения работы и меньших физических затрат. Необходимое усилие в домкрате создается от насоса с ручным или электрическим приводом.
Для обеспечения удобного и безопасного выполнения работ по осмотру и смене ходовых колес мостовых кранов, при проектировании их установки следует предусматривать площадки, расположенные на уровне рельса кранового пути в пределах ремонтного загона.