В комплект котлов входит: расширительный бачок, термометр в оправе, ерш для чистки газоходов. Для котлов, работающих на твердом топливе, в комплект дополнительно должны входить резак, совок для угля, кочерга, а для универсальных котлов, работающих на жидком и газообразном топливе дополнительно, еще и горелка с автоматом безопасности. Работа котлов на жидком и газообразном топливе без автомата безопасности не допускается. Комплект деталей для переоборудования топки поставляют в соответствии с рабочими чертежами. К комплекту котла должна быть приложена эксплуатационная документация: паспорт, инструкция по монтажу и эксплуатации котла, а также горелки и автоматы безопасности.
Чугунные котлы состоят из отдельных секций, собранных в пакеты при помощи ниппелей и стяжных болтов.
Малометражные стальные котлы собирают из одного пакета секций, внутри которых располагается топка и зольник.
Чугунные малометражные котлы поставляются заводом-изготовителем в собранном виде — в металлическом кожухе с отводами для горячей и обратной воды и патрубком для подсоединения к дымоходу в комплекте с кочегарным инструментом.
В чугунных малометражных котлах при числе секций до 6 отвод для горячей воды можно устанавливать как спереди, так и сзади котла, а при числе секций более Б — только спереди. В отличие от системы центрального отопления, имеющей, как правило, два котла (рабочий и резервный), в системе квартирного отопления устанавливается только один.
В зависимости от конструкции топки котлы работают на твердом газообразном пли жидком бытовом топливе и устанавливаются изолированно или совмещенно с кухонной плитой. Малые отопительные котлы работают на естественной тяге и имеют только топку верхнего горения.
Малометражные котлы (стальные и чугунные) предназначены для работы на твердом высококалорийном топливе — грохоченных каменных углях и антраците, коксе, а также на брикетированном малозольном топливе.
Загрузка угля в топку производится через 3—5 ч, чистка топки — один раз в сутки с последующим розжигом нового слоя топлива.
При необходимости эти котлы могут быть переоборудованн для сжигания в них газа или жидкого топлива путем установки соответствующих топливосжигающих устройств и автоматики безопасности, в этом случае используется жидкое топливо — керосин осветительный (ТУ 38-101656-76) и топливо печное бытовое.
Котлы присоединяются к дымовой трубе специальным патрубком с заслонкой, к системе отопления — двумя патрубками из труб диаметром 32—50 мм.
На подающей от котла магистрали устанавливают термометр, на обратной — установке термометра не обязательна.
Вентили и краны без необходимости на подающей в обратной магистрали не устанавливают из условия уменьшений гидравлического сопротивления.
При наличии горячего водоснабжения совмещенное с системой отопления на обратной магистрали устанавливают отключающий проходной сальниковый кран, который при необходимости отключают систему отопления.
Из-за малых размеров вективных газоходов чугунные и стальные котлы имеют высокую температуру отходящих газов (250—500 град. С), что вызывает пережог топлива и снижение к.п.д. генератора. Этого недостатка можно избежать, изменив схему подсоединения котла к вытяжной трубе через обогревательный щиток (рис. 3).
Такое подсоединение позволит при pacтопке и при плохой тяге, открыв оба шибера, направить прямотоком продукты горения, а при хорошо установившейся тяге, перекрыв шибер, переключить отвод продуктов горения на систему дымооборотов обогревательного щитка. Слабая тяга может наблюдаться так же в переходной отопительный период (ранняя осень, поздняя весна), когда понижено атмосферное давление. Схема эта хорошо себя зарекомендовала и получила распространение в малоэтажных домах пригорода г. Киева.